Амбахадор возвращается или дипломатическая коррида Тибилова

3 мая президент Южной Осетии Леонид Тибилов подписал указ «О назначении Н.З. Козаева Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Южная Осетия в Республике Никарагуа».
Все бы хорошо и как бы ничего особенного, но решение главы государства вызвало неоднозначную реакцию в дипломатических кругах. В 2012 году именно Нариман Козаев, успевший вручить верительные грамоты президенту Никарагуа Ортеге и совсем не успевший их вручить президенту Венесуэлы Чавесу, был неожиданно уволен самим же Леонидом Тибиловым и «отозван» с «места своего пребывания» — города Цхинвал… Это вовсе не ошибка, именно этот город был указан в качестве места пребывания посла Козаева в Указе Эдуарда Кокойты от 31 мая 2011 года… Нонсенс? Бывает… Ровно через год и один месяц после этого назначения — 5 июля 2012 года только что вступивший в должность Леонид Тибилов подписал указ об освобождении с занимаемой должности Наримана Козаева, хотя месяцем раньше он же в личной беседе с последним твердо обещал не трогать его… А через полгода – 27 декабря 2012 года новым послом Южной Осетии в Боливарианской республике Венесуэла и Никарагуа стал однофамилец президента Даниель Израилович Тибилов.
29 февраля 2016 г Даниель Тибилов освобожден от занимаемых должностей… Югоосетинские проправительственные СМИ ограничились сухим сообщением в новостной ленте только факт увольнения посла в Никарагуа и Венесуэле – государствах — членов ООН и признавших независимость Республики Южная Осетия вслед за Российской Федерацией. И вот, наконец, спустя три месяца президент Южной Осетии Леонид Тибилов назначил чрезвычайным и полномочным послом республики в Никарагуа ранее уволенного Нарима Козаева.
Первый секретарь Посольства Никарагуа в Москве Альба Асусена Торрес Мехия в разговоре с корреспондентом ИА «Ирон Акцент» о снятии с должности Даниэля Тибилова была немногословна, пояснив лишь что ей «ничего об этом не известно». Здесь вспоминается случай с послом Южной Осетии в Москве Дмитрием Медоевым, который был освобожден 3 марта 2015 года с должности, а новый посол Знаур Гассиев вручил верительные грамоты 26 ноября 2015 г — спустя аж через 7 месяцев!
Между тем по информации источников ИА «Ирон Акцент» увольнение Даниэля Тибилова стало неожиданным не только для него, но и для официальных Манагуа с Каракасом. Президент Южной Осетии Леонид Тибилов, как в случае с Медоевым, уволил посла Даниэли Тибилова — не посчитав нужным уведомить хотя бы МИД Никарагуа и Венесуэлы, не говоря уже об отсутствии личных посланий главам этих дружественных стран, что в дипломатических кругах расценивается не иначе как крайняя форма неуважения. Из правил дипломатического протокола и этикета известно, что завершение срока пребывания посла в стране (окончание миссии) влечет за собой проведение ряда обязательных протокольных мероприятий. После получения информации о даче агремана преемнику посла, последний сообщает об этом в МИД страны пребывания и дуайену дипломатического корпуса.
А в некоторых странах вообще весьма строго определен круг высших должностных лиц, которым посол наносит прощальные визиты. представителями государственных организации. По случаю окончательного отъезда посла министр иностранных дел или его заместитель дают ланч или обед. От имени министра вручается памятный подарок. Посол перед отъездом устраивает, как правило, прием, на который приглашает официальных представителей страны пребывания и членов дипломатического корпуса. В адрес министра иностранных дел в день отъезда направляется личная нота (либо вербальная — в адрес министерства), в которой содержится уведомление об отъезде посла, называется временный поверенный в делах. В свою очередь Правительство, которое представлял посол в иностранном государстве, так же отмечает деятельность бывшего главы миссии, предоставляя последнему должность в Правительстве соответствующую статусу посла, но не ниже той, которую он занимал ранее. Это касается и других дипломатических работников, возвращающихся на родину после окончания срока командировки в свои министерства и ведомства.
Что же касается нового посла в Никарагуа, то Нарим Козаев будучи также уволенным без уведомления по указу Леонида Тибилова, естественно не проводил протокольных мероприятий, равно как и не получал ни благодарностей ни предложений о трудоустройстве от «увольнителя»… Надо полагать, что это связано с конъюнктурными соображениями окружения Тибилова, поскольку вместе со своим окружением сам Тибилов тоже воспринимал Козаева как близкого друга и креатуру бывшего президента Кокойты. Как известно, первые годы пребывания у власти Леонид Тибилов и его окружение резко критиковали деятельность Эдуарда Кокойты на посту президента Южной Осетии. Были даже заведены уголовные дела на особо приближенных к Кокойты персон за «успехи» в послевоенном восстановлении. Однако в последнее время два президента — нынешний и бывший, по оценкам наблюдателей, заключили некий временный предвыборный альянс, договорившись объединиться против спикера парламента Анатолия Бибилова, чья политическая активность явно противоречит предвыборным планам новоиспеченного тандема Тибилов — Кокойты. Некая операция под кодовым названием «шило на мыло» в действии…
Вероятно, что возвращение Наримана Козаева на ранее утраченную должность, было предложено Леониду Харитоновичу Эдуардом Джабеевичем, реваншистские настроения которого уже давно видны невооруженным глазом и заставляют напрягаться некоторых обитателей кабинетов на известных площадях Москвы….
В любом случае ИА «Ирон акцент» желает Нариману Козаеву эффективной и успешной дипломатической службы во благо интересов Республики Южная Осетия и надеется, что с его возращением в диппредставительство уже с местом пребывания в Никарагуа, наконец-то начнутся эффективные двусторонние контакты Манагуа и Цхинвала. Возможно усилиями Наримана Козаева, за оставшееся время пребывания Леонида Тибилова на посту президента РЮО независимость возглавляемой им республики признает хотя бы еще одно государство.
Пока, к сожалению, за последние четыре года республику не признало ни одно государство, а внешнеполитическая деятельность Тибилова ознаменовалась чередой скандалов, главный из которых это срыв всех сроков подписания российско-югоосетинских межправительственных соглашений о которых говорится в новом Договоре от 18 марта 2015 года. Договор, подписанный с большой помпой в Москве, а с российской стороны подпись под ним поставил сам президент Путин, оказался мертворожденным — соглашений к нему до сих пор нет! А кто их должен подготовить если в течении года в Южной Осетии сменились два министра иностранных дел, министр обороны (должность вакантна с декабря 2015 года), задвинут на задворки эффективный менеджер — Борис Чочиев, оголилось министерство юстиции с переходом грамотного юриста Джиоева в Администрацию президента, под колесами пьяного водителя на улицах Цхинвала гибнет еще один юрист — Генеральный прокурор Чигоев…
Это продолжение прошлогодних событий — громкое увольнение посла в России Медоева, абитуриентские скандалы в МИДе Южной Осетии, выражение недоверия парламентом и последовавшая не менее громкая отставка политического назначенца Тибилова – бывшего министра Санакоева, и уже сегодня — замысловато-протестный уход с занимаемой должности молодого и талантливого дипломата Казбулата Цховребова, кстати, аккурат во время неофициального выезда Леонида Тибилова на концерт классической музыки в Москве…
И вообще, все серьезные наблюдатели сходятся во мнении, что вся внешнеполитическая деятельность самого Тибилова и его команды оказывается для нынешнего руководства Южной Осетии особенно неподъёмной сферой и посему сплошь провальной. Вероятно, из-за кадрового дефицита дипломатического корпуса или из за боязни впасть в немилость президенту Тибилову так никто и не смог объяснить элементарные для дипломатической практики правила политеза: прежде чем писать указ о назначении посла, следует об этом уведомить дружественных партнеров, устно согласовать новую кандидатуру, а уже потом писать указы об увольнении послов.
И еще – послов не увольняют, это не корректно — их отзывают и ни в коем случае не оставляют на улице как Козаева, чтобы потом, если что, не брать обратно там, где оставили! В случае с тем же Козаевым например, этот вопрос должен был проработать и подготовить МИД с непосредственным участием лично министра иностранных дел страны, но видимо отсутствие такового и общая кадровая чехарда в очередной раз сыграло злую шутку с Леонидом Тибиловым.

 

http://www.iron-akcent.ru/