Осетинский геноцид: время использовать армянский опыт

Сюжет с признанием геноцида армян германским парламентом в начале июня ожидаемо получил дальнейшее развитие. Пример Германии действительно стал примером для подражания. О желании признать геноцид армян заявил и президент Чехии Милош Земан, сказавший, что призовет парламент страны к рассмотрению этого вопроса. «Я намерен обратиться к парламенту, чтобы он последовал примеру Германии и принял подобное заявление», — заявил чешский лидер на прошлой неделе.
В целом, на сегодня геноцид армян признан парламентами примерно 20 государств, в числе которых Уругвай, Россия, Франция, Литва, Италия, Австрия, Чили, Греция, Аргентина, Бельгия, Швейцария, Канада, Польша, а также 46 из 50 штатов США. Кроме того, ответственность Турции признали Совет Европы и Европарламент.
Процессы международного признания геноцида армян продолжают развиваться и на местном европейском уровне. Так 9 июня городской совет испанского города Мериды единогласно одобрил ходатайство союза «Арарат» о признании геноцида армян. Судя по всему, процесс признания геноцида армян будет успешно продолжаться дальше. Самое интересное, что этому не в последнюю очередь способствует сама Турция.
Из-за продолжения политики пантюркизма и паносманизма Турция Эрдогана испортила отношения со всеми соседями. Военное вмешательство в Сирию и Ирак, вымогательство денег от ЕС в связи с проблемой мигрантов и игнорирование интересов западных стран на Ближнем Востоке, в частности, в курдском и сирийском вопросе, начинают приводить к международной изоляции нынешних турецких властей. Даже получив такую оглушительную оплеуху от недавнего партнера — Германии, турки не спешат менять приоритеты в политике. Наоборот, Анкара готовит ответные меры и угрожает признать геноцид племен гереро и нама в Намибии германскими войсками в начале 20 века, когда немецкие колониальные войска уничтожили до 80% населения этих племен, всего более 100 тысяч человек. Но вряд ли эта мера смутит германские власти, так как Германия сама признала геноцид в Намибии еще в 2004 г.
Обвинения Эрдогана в адрес Германии по поводу Холокоста тоже никакого воздействия не окажут, поскольку Германия не только признала Холокост, но и продолжает выплачивать компенсации пострадавшим евреям. Напротив, немцев раздражает, что в отличие от них, турки не хотят отвечать за свои преступления. Но каких-либо признаков сожаления в Турции незаметно. Как только турецкая общественность узнала, что в бундестаге 11 депутатов имеют турецкое происхождение и они голосовали за признание геноцида армян, в их адрес посыпались угрозы и оскорбления. В числе первых оказался турецкий лидер, окончательно вошедший в образ султана времен империи Османов.
Ответные меры со стороны Анкары в адрес Германии, если они последуют, могут вызвать эффект цепной реакции, несмотря на сегодняшний примирительный настрой Ангелы Меркель. Ряд российских экспертов, в частности политолог, профессор и член научного совета при Совете безопасности России Андрей Манойло, считают, что при продолжении нынешней политики и дальнейшем ухудшении отношений между Турцией и Германией и другими странами ЕС, в первую очередь Францией, европейцы могут пойти и на признание геноцида курдов со стороны Турции. Особенно если учесть, что длительная операция турецких карательных войск против курдов, живущих в Турции, больше походит на этнические чистки.
Создается ощущение, что правящими кругами Турции овладел синдром коллективного суицида. Пока открытая поддержка терроризма в Сирии, затем сбитый российский бомбардировщик, что привело к резкому ухудшению отношений с Россией, теперь дипломатическая дуэль с Германией. Параллельно конфликты с соседями сопровождаются ухудшением ситуации в турецкой экономике, сокращением экспорта и уменьшением туристического потока.
Ситуация примет катастрофический характер, если противники Эрдогана примут решение о более массированной поддержке курдов и у курдских партизан в Турции появятся в больших количествах современные средства ПВО и противотанковые комплексы. Кое-что уже появилось, о чем свидетельствуют видеозаписи в YouTube с кадрами уничтожения турецких вертолетов с помощью российских ПЗРК.
Складывающаяся вокруг Турции обстановка значительно облегчает задачу Армении и армянской диаспоры по расширению признания геноцида.
Армянские политики считают, что принятие Бундестагом резолюции о геноциде армян придаст новый импульс процессу признания. Сразу после решения германского парламента последовало обращение крупнейшей и наиболее влиятельной организации армян в США — Армянского национального комитета Америки (АНКА), к Бараку Обаме признать геноцид армян в Османской империи.
По словам руководителя АНКА Арама Гампаряна, «у Обамы еще есть время последовать примеру Германии, отвергнуть турецкую политику отрицания и честно сказать о геноциде армян». Примечательно, что действия Армении и армянских диаспор в вопросе признания геноцида имеют согласованный характер. Главной движущей силой в решении армянского вопроса являются комиссии «Ай Дата» (в переводе с армянского «Армянский суд»), созданные Армянской революционной федерацией Дашнакцутюн (АРФД) в связи с 50-летием геноцида армян в Турции во всех общинах диаспоры. С тех пор комиссии «Ай Дата» работают по этой проблематике, став структурами, с помощью которых АРФД на международном уровне проводит политические работы по международному признанию прав армянского народа и поддержке Армении. Комиссия «Ай Дата» функционирует в Москве с 1990 г., сыграв значительную роль в признании геноцида армян Госдумой в 1995 г.
Кстати, АНКА является первой из подобных комиссий, созданных в США в 1984 г. Он играет серьезную роль как главная структура, предъявляющая политические требования армян США к властям этого государства. Эти задачи не ограничиваются только требованиями по признанию геноцида армян в Турции, но также касаются проблем Армении и Нагорного Карабаха, защите прав армян Джавахка и т.д.
Важным моментом в процессе координации действий Армении и диаспор стала Всеармянская декларация, принята в 2015 г. к 100-летию геноцида армян. В ней определены приоритеты действий по расширению признания геноцида армян и поставлен вопрос о компенсации ущерба за геноцид.
Как видим, признание Бундестагом геноцида армян, безусловно, можно считать результатом многолетней упорной работы армянской диаспоры, которая на протяжении десятилетий добивается дачи политической оценки резни армян в Османской империи. Изменения геополитической конъюнктуры естественно играют свою роль, но главное — в консолидированной воле всей армянской нации, выражающейся в действиях, как властей материковой Армении, так и диаспор во всем мире.
Для Южной Осетии, которая только в течение одного века подверглась нескольким этническим чисткам, такая национальная политика является примером для подражания. Пока ничего подобного мы не видим, кроме метаний по поиску национальной идеи или идеологии, хотя именно вопрос признания геноцида должен стать одним из неотъемлемых элементов, вытекающих из национальной идеи. Если исходить из масштабов и численности населения, потери южных осетин в результате геноцида не менее чувствительны. Массовые убийства по этническому признаку, насильственная ассимиляция, создание невыносимых условий и принудительная депортация с созданием специальных государственных структур, занимавшихся этим вопросом — весь этот набор средств был применен к южным осетинам, в том числе в 1920 г.
Поэтому международное признание геноцида осетин необходимо для торжества справедливости, и в качестве дополнительной гарантии не повторения подобных событий. За последние годы в Республике предпринимаются меры по сохранению памяти о жертвах политики геноцида, создана комиссия по мемориализации, в СМИ публикуются материалы. Кроме того, недавно состоялся премьерный показ художественно-документального фильма «Ирон Вандея», повествующего о геноциде жителей южной части Осетии со стороны Грузии в 1920 г. Показ фильма был приурочен к 96-й годовщине геноцида осетин, который отмечался 8 июня. Создание фильма является необходимым шагом в пропагандистской работе. Однако, эта работа должна выйти на международный уровень, получив системный, долгосрочный характер. Конечно, ресурсы РЮО и осетинских диаспор несопоставимы с возможностями Армении и армянских организаций, но правильная тактика вкупе с консолидированными действиями даст результат. Актуальным является и создание всеосетинской организации типа армянской «Ай Дата».
Важную роль в информировании общественности других стран сыграет организация международных мероприятий с участием осетинских общин в связи с трагическими датами в истории геноцида осетин. Одной из них, в частности, является 20 июня — день расстрела 13 коммунаров, а также 12 июня, когда меньшевистскими войсками был взят город Цхинвал, где грузинские каратели организовали массовые убийства мирных жителей, детей, женщин и стариков.
После Второй мировой войны геноцид был квалифицирован как тягчайшее преступление против человечества. В основу правовых документов о геноциде легли основные принципы, разработанные трибуналом в Нюрнберге, судившим главных военных преступников гитлеровской Германии. В дальнейшем ООН приняла ряд решений о геноциде, основными из которых являются Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (1948) и Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, принятая в 1968 г. На сегодняшний день из-за политики двойных стандартов многие государства избегают наказания за геноцид, включая Грузию. Но, несмотря на политику США, покровительствующей Грузии, признание геноцида осетин другими государствами должно стать одной из главных задач государства и общественности. В этом большую помощь, по примеру признания геноцида армян, могут оказать осетинские диаспоры.
Что касается оценки и уголовного преследования грузинских военных преступников, то на нынешние международные инстанции, в первую очередь Международный уголовный суд (МУС) в Гааге, надежд мало, хотя международное право в виде принятых ООН конвенций дает им необходимый инструментарий. Статья вторая Устава МУС говорит о полномочии трибунала осуществлять судебное преследование лиц, совершающих или отдающих приказ о совершении серьёзных нарушений Женевских конвенций от 12.08.1949 г.
Речь идет о преступлениях, направленных против лиц или имущества, пользующихся защитой Женевских конвенций, включая: умышленное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, умышленное причинение тяжких страданий или нанесение увечья и ущерба здоровью, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью. Среди преступлений, подпадающих под юрисдикцию международного суда — умышленное лишение прав военнопленного или гражданского лица на беспристрастное и нормальное судопроизводство, незаконная депортация, перемещение или арест гражданского лица, взятие гражданских лиц в качестве заложников и т.д.
Большую часть этих пунктов можно применить к режиму Саакашвили и его предшественникам, поскольку это творилось в отношении граждан РЮО. Но существующие форматы международных судов, действующие с 1993 г., проводят линию по легитимации экспансии США и их союзников, применяя односторонний подход. И единственным выходом может стать создание международной судебной инстанции, независимой от Вашингтона. Именно этот вариант обсуждается после создания Евразийского союза. Есть идея в рамках нового интеграционного объединения создать альтернативный трибунал по международным преступлениям и преступлениям против человечности. Это позволит избавиться от ангажированности Гаагского трибунала. Как отмечают эксперты, правовой базой трибунала могут стать те же нормы, что и Гаагского. Свою деятельность новый трибунал вполне может начать с расследования по преступлениям грузинских властей против жителей Южной Осетии и российских миротворцев. Необходима независимая оценка военных преступлений, совершаемых странами, пользующихся покровительством США и НАТО за последние десятилетия. Это направление в работе будущего Евразийского трибунала может стать одним из сдерживающих факторов новых военных авантюр режимов, подобных нынешнему грузинскому.

А. ТЕДЕЕВ,
газета» Южная Осетия»