«Многие исповедовались и уходили в бой»

В отличие от Северной Осетии, где до трети титульной нации — мусульмане, южные осетины почти все исповедуют православие. Некоторые из сохранившихся в Южной Осетии православных храмов были построены еще до монгольского завоевания Кавказа. 
  

 После распада СССР православные верующие Южной Осетии отказались остаться под юрисдикцией Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго, которого они считали соучастником ультранационалистической политики первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа. Воссозданная в республике Аланская епархия подчинялась вначале Русской православной церкви за границей, затем перешла под юрисдикцию одного из греческих старостильных синодов. Как и греки-старостильники, южные осетины на практике ходят к причастию и в храмы других православных юрисдикций, когда находятся за пределами своей родины (хотя формально это неканонично). Аланскую епархию возглавляет Епископ Георгий (Пухаев). Корреспондент «Профиля» застал епископа Аланского во дворе храма Рождества Богородицы в Цхинвале, где он осматривал разрушения, нанесенные грузинской артиллерией колокольне и дому причта. Сам древний храм, к счастью, почти не пострадал.
  

 — Где застало вас начало войны?
  

 — Вечером в четверг, 7 августа, грузинское телевидение через каждые 20 минут крутило официальное обращение их президента Саакашвили, в котором он слащаво говорил, что любит осетин, осетинскую культуру, что мы веками жили вместе и что Грузия без осетин жить не может. Говорил, что он выводит войска с территории Южной Осетии и готов сесть за стол переговоров. Но в глазах его читалось совсем другое — глаза его были полны ненависти и демонической злобы. А потом вдруг начал выступать Илия Второй, который, крича, чуть не с пеной у рта, благословлял уничтожение всех «террористов и сепаратистов». В 23:30 — не знаю, интуитивно или по промыслу Божию — мы стали обзванивать прихожан, чтобы они спускались в подвалы. Ровно в 23:40 начался артобстрел города. Уже к утру 8 августа многие окрестные дома были разрушены, народ бежал спасаться сюда, в храм.

   — Грузинские войска вошли в этот район города?
 

  — Да. Они целенаправленно обстреливали жилые дома из танковых орудий. Солдаты вошли и на территорию храма. Людей они здесь не тронули, но неистово занимались мародерством. Из церковной ризницы были похищены драгоценные предметы. Потом мы узнали, что был разорен и находящийся за городом старинный монастырь Святого Саввы Освященного. Вот таким оказалось лицо наихристианнейшего грузинского народа.
   Когда грузинские войска начали занимать город, нам приходилось перебежками, иногда даже ползком перебираться из подвала в подвал, утешать людей. Очень многие горожане, в том числе молодые ребята, исповедовались и потом уходили в бой, защищать свои дома и свой народ. Несколько человек, которые не были крещены родителями, приняли крещение прямо в этих условиях.
  

 — Много ли жертв среди ваших прихожан?
  

 — Много, не только в Цхинвале, но и по всей епархии. Есть погибшие и среди духовенства. Несколько членов клира пропали без вести, их до сих пор не могут найти. Православная община села Хетагурово полностью разорена, там очень много погибших. Многих мы уже похоронили, потому что их надо было предать земле — прямо в огородах и садах. Я сам 10 и 11 августа принимал участие в погребении нескольких человек.
  

 — Выходят ли на связь с вами ваши единоверцы в Греции?
  

 — Да, оттуда постоянно поступают звонки. Греки в ужасе от всего произошедшего, идет сбор помощи, в том числе и официальной Греческой церковью. К сожалению, они поздно одумались. Своим молчанием они фактически потакали шовинистическому режиму Грузии, идейным вдохновителем которого был Католикос-Патриарх Илия Второй. Он поддерживал и политику Гамсахурдиа, и политику Саакашвили. Вообще, идеология шовинизма и национального превосходства, которая вышла на поверхность в Грузии в конце 1980-х годов, была взлелеяна в недрах Грузинской православной церкви.
  

 Дмитрий Старостин, журнал «Профиль»