Над Бразилией нависла угроза политического кризиса

Бразильские страсти накалились после того, как нижняя палата парламента поддержала импичмент президента Дилмы Руссефф. Сама глава государства назвала весь процесс мошенничеством и воззвала к разуму бразильцев. Окончательный вердикт остается за Сенатом. Раскол в обществе тем временем усугубляется. Эксперты предупреждают: досрочный уход Руссефф может грозить стране анархией.
Нижняя палата парламента Бразилии проголосовала за импичмент президента Дилмы Руссефф. Инициативу поддержали 367 депутатов из 513, что даже больше необходимого минимума для того, чтобы голосование состоялось.
Обсуждение в палате депутатов проходило бурно. Пока каждый депутат выходил к микрофону и объявлял о своем решении по голосованию — «за» или «против», вокруг микрофона стояла огромная толпа народных избранников, которые кричали, хлопали в ладоши или освистывали противников, некоторые даже пытались запевать песни. После получения заветных голосов за импичмент сторонники ухода Руссефф и вовсе устроили празднование: они прыгали, махали плакатами с надписью «Да!» (импичменту) и пели песни. Веселье продолжалось несколько минут, после чего голосование продолжилось.
«Самое большое мошенничество в истории»
В преддверии голосования Дилма Руссефф записала видеообращение к нации, где подчеркнула: «Запрос об импичменте в отношении меня — самое большое юридическое и политическое мошенничество в истории нашей страны. В противном случае этот документ не дошел бы даже до первого этапа голосования. Ни Бразилия, ни демократия не заслуживают подобного фарса. Я прошу всех бразильцев: не дайте себя обмануть», — подчеркнула она. Руссефф предупредила, что ее политические противники в случае прихода к власти намерены урезать социальные программы и передать часть национальных природных ресурсов зарубежным компаниям. «Слово «переворот» всегда будет написано на лбу предателей демократии», — подчеркнула президент.
Окончательное решение, впрочем, будет принимать Верхняя палата — Сенат. В течение 10 дней там должна быть создана специальная комиссия, а затем сенаторы должны будут голосовать по вопросу об импичменте. Для временного отстранения президента на 180 дней необходимы голоса как минимум 41 сенатора, а для окончательного импичмента нужно будет провести отдельное заседание Сената под председательством главы Верховного суда и получить не менее 54 голосов. В этом случае обязанности главы государства до выборов 2018 года будет исполнять вице-президент Мишел Темер.
Глава администрации президента Бразилии Жак Вагнер уверен, что Сенат проголосует против импичмента главе страны, отмечает Reuters. Однако не все соратники президента разделяют его уверенность. Группа законодателей из правящей в Бразилии Партии трудящихся (ПТ) выступила за проведение президентских выборов в случае, если Сенат приступит к рассмотрению импичмента в отношении Дилмы Руссефф, сообщил ТАСС. Один из авторов инициативы, депутат от ПТ Висенте Кандиду, пояснил, что для этого необходимо внести соответствующие поправки в конституцию. «Сейчас речь идет о том, чтобы сместить президента, пользующуюся низкой популярностью, чтобы посадить на ее место вице-президента, который пользуется столь же низкой популярностью и к тому же не является легитимным главой государства. Гораздо справедливее будет провести новые прямые выборы», — заявил он. По данным газеты Globo, несколько ближайших советников президента также поддерживают инициативу о досрочных выборах.
«Важность отношений с Бразилией не подлежит сомнению»

 

Напомним, бразильская оппозиция пытается добиться ухода президента и запуска против нее расследования по подозрению в причастности к налоговым нарушениям и использованию госсредств для финансирования своего переизбрания. В стране также разворачиваются политические скандалы, связанные с коррупцией. Голосовать за импичмент согласились и соратники Руссефф из Прогрессистской партии Бразилии. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, во внутриполитической борьбе в этой крупнейшей латиноамериканской стране, являющейся седьмой экономикой мира, просматриваются и внешние интересы: США заинтересованы в отказе Бразилии от ориентации на Китай и Россию.
Ранее замглавы МИД России Сергей Рябков заявил, что Москва внимательно следит за происходящим в Бразилии и рассчитывает, что все решения по возможному импичменту президента этой страны будут приниматься в рамках конституции. «Важность отношений с Бразилией для нас не подлежит никаким сомнениям, это крупнейший наш партнер, двусторонние отношения развиваются на протяжении многих лет достаточно динамично во всех областях, и мы исходим из того, что это не конъюнктурный курс, он с нашей стороны, безусловно, будет продолжен», — подчеркнул Рябков. Он также выразил надежду на продолжение сотрудничества с Бразилией в рамках БРИКС и на то, что внутренние процессы в Бразилии коснутся только ситуации в самой стране, но не отразятся на ее внешнем курсе.
Тем временем в Бразилии проходят непрекращающиеся митинги за и против импичмента. 14 марта добиваться отставки президента страны вышли около 3 млн человек. На следующий день демонстрации продолжились в 74 городах страны, где около полутора миллионов человек требовали начать борьбу с застоем экономики, бедностью, ростом цен и коррупцией. Причиной бед они называли Дилму Руссефф. Многие из протестующих, отмечалReuters, принадлежали к обеспеченным классам, которые традиционно выступают против правящей Партии трудящихся.
Вскоре на улицы вышли и сторонники президента. Когда парламентская комиссия Бразилии на прошлой неделе официально выступила за импичмент в Рио-де-Жанейро, бразильскую столицу заполнили демонстранты с лозунгом «Нет государственному перевороту!». В митинге приняли участие бывший лидер южноамериканской республики Луис Инасиу Лула да Силва, а также известные бразильские артисты и интеллектуалы. По оценкам организаторов, число манифестантов составило от 35 тыс. до 50 тыс. человек. Акции протестов по ту и другую сторону с тех пор продолжаются, и главная задача правоохранителей — не позволить двум течениям схлестнуться. Организаторы поясняют, что митинг в поддержку главы государства обычно проходит в первой половине дня, в то время как на вторую запланирована акция с требованием отставки Руссефф.
«Политический процесс и подмена аргументов» 
В деле с импичментом «речь идет о политическом процессе… юридические основания для отстранения президента очень слабые», подчеркнул бразильский политолог, руководитель исследовательского центра «Аудипло» (штат Риу-Гранди-ду-Сул) Фабиану Миелничук, которого цитировал ТАСС. По его словам, «Руссефф потеряла поддержку большинства в конгрессе, что мешает ей управлять страной». «Именно поэтому, а также по целому ряду причин, связанных с отсутствием должной политической координации между президентом и ее союзниками, сейчас сложилась такая ситуация», — отметил политолог.
Процесс импичмента в отношении Руссефф сопровождается подменой аргументов, добавил Миелничук: «Расследование хищений в (государственной нефтегазовой) компании Petrobras не коснулось президента и не упоминается в запросе об импичменте. Там речь идет о финансовых балансах исполнительной власти и о том, что правительство якобы скрывало некоторые данные о состоянии государственных счетов. Никак не о коррупции, — отметил эксперт. — Но мы видим, как создается политический климат, благоприятный для импичмента, в том числе при участии критически настроенной по отношению к правительству прессы. И чтобы оправдать отстранение главы государства, приводятся все возможные аргументы, в том числе и коррупционный скандал. А люди не обращают на это никакого внимания», — указал Миелничук. По его мнению, это слабое место бразильской демократической системы: «Обсуждается процесс импичмента на основании одного аргумента, а голосование в его пользу объясняется совсем другим», — пояснил он.

 

 

Одной из немногих оставшихся у правительства альтернатив Миелничук называет организацию уличных протестов против отстранения Руссефф от должности. «Правительство, которому не хватает политической поддержки, вынуждено подталкивать общественные движения к тому, чтобы они защищали действующую исполнительную власть и оказывали давление на парламентариев», — отметил политолог.
Однако, учитывая, что и противники правительства весьма активно участвуют в манифестациях, «в последнее время в Бразилии можно наблюдать тенденцию к все большему расколу населения».
«Символом этого явления стало строительство барьера напротив здания национального парламента, чтобы разделить сторонников и противников импичмента. К счастью, до настоящего времени не произошло ни одного серьезного конфликта, но общество поляризовано. Это большая проблема сейчас», — подчеркнул политолог.
«Назрела угроза политической стабильности»
Замдиректора Института Латинской Америки Борис Мартынов считает, что говорить о реальной угрозе импичмента пока рано. «Предстоит голосование в Сенате. Как сказал деятель из администрации Руссефф, в Сенате, скорее всего, голосование окажется не в пользу импичмента», — напомнил он.
Однако все станет ясно после подсчета голосов, а тут могут быть любые варианты, уточнил Мартынов. «Это вещь не очень благодарная. Предварительные подсчеты, как правило, делаются вилами по воде. Люди в любой момент могут изменить не только свои взгляды, но и партийную принадлежность. В Бразилии это происходит сплошь и рядом», — рассказывает он.
Эксперт считает, что инициация импичмента была нужна правящей элите Бразилии, чтобы показать свою силу. «Скорее всего, на следующих выборах с тем «багажом», с которым партия Руссефф пришла к нынешнему дню, у нее ничего не выйдет. Нужно будет взять серьезную передышку, обновить ряды, программу», — считает собеседник.
Происходящее сейчас — это не совсем благоприятные обстоятельства для сегодняшней Бразилии, отметил Мартынов. «Предположим, президента отстранят на 180 дней, как того требует конституция. Власть перейдет в руки вице-президента Мишеля Темера, который является одним из инициаторов процесса. Но не нужно забывать, что и против него, и против председателей обеих палат Национального конгресса выдвигаются аналогичные обвинения в коррупции. То есть при самом худшем развитии событий страна может быть ввергнута в анархию», — говорит он.
Таким образом, нормальной альтернативы Дилме Руссефф на данный момент не наблюдается. «Самым лучшим вариантом было бы дать ей досидеть до 2018 года и провести всеобщие выборы, в соответствии с конституцией. Об этом говорят и внешние наблюдатели, и руководство СЕЛАК (Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна — прим. ВЗГЛЯД). Тем более в 2016 году Бразилии предстоят Олимпийские игры. Проводить их на фоне политического раздрая было бы неправильно», — поясняет он.
В стране действительно много противников Дилмы Руссефф, но также много и ее сторонников. И те, и другие регулярно проводят митинги, акции, активно отстаивая свою позицию, что традиционно для Бразилии. «Общество расколото примерно напополам. Назрела угроза политической стабильности», — констатирует Мартынов.
Что будет после Руссефф?
В сложившихся условиях крепнут идеи тех, кто, как говорит собеседник, испытывает ностальгию по сильной руке. «В Бразилии таких лиц немало. Не стоит забывать, когда происходили рывки в экономическом развитии Бразилии. Первый этап индустриализации начался в 30-40-е годы, в эпоху «нового государства» — диктатуры Жетулиу Варгаса. Второй рывок был придан Бразилии военными режимами, которые властвовали в стране с 1964 по 1985 год. Ностальгические нотки появляются, хотя при современных раскладах, как внутриполитических, так и международных, сложно себе представить активную роль военных. Но политика часто преподносит сюрпризы. Однако не хотелось бы, чтобы этап стабильного демократического развития Бразилии, начавшегося в 1985 году, был прерван», — предостерегает эксперт.
Даже если Руссефф и покинет свой пост, это вряд ли отразится на отношениях с крупными международными игроками, такими как Россия и США. «У нас с Бразилией всегда были хорошие отношения. Мы партнеры по БРИКС, по «Большой двадцатке», — напомнил Мартынов. А спекуляции на тему, что придет более правое правительство, которое пойдет на поклон к США, не стоит воспринимать всерьез, считает он. «Те времена прошли, это достояние истории. Сейчас Бразилия позиционирует себя как суверенное, независимое государство. Какое бы правительство ни пришло, более правое или более левое, это не будет ни на что влиять. Бразилия, как и другие страны, в том числе Россия, стремится к равноправным и взаимовыгодным отношениям с США. И что в этом плохого? Нужно перестать смотреть на Латинскую Америку как на задний двор США. Сейчас эти страны ведут гораздо более независимую политику, гораздо более независимую, чем те же государства ЕС».
Корректировка экономического курса, скорее всего, будет, но какого-то изменения отношений не намечается. «К тому же Россия сейчас выступает как важный промотор тех принципов, которые исповедуют в Латинской Америке: многополярный мир, суверенное равенство, выравнивание перекосов в области международного экономического сотрудничества, реформа ООН», — поясняет он.
http://www.vz.ru/world/2016/4/18/805922.html