Николасу Мадуро грозит «бразильский сценарий»

Венесуэльская оппозиция, которую власти страны подозревают в связях с США, объявила о том, что собрала в шесть раз больше подписей, чем нужно для запуска референдума об импичменте президента Мадуро — преемника Уго Чавеса. По мнению экспертов, в кризисе виноваты не только внешние факторы, но и просчеты творцов боливарианского проекта. Как «перемена климата» в Латинской Америке скажется на отношениях с Россией?
Национальный избирательный совет Венесуэлы признал действительными 1,3 млн подписей за проведение референдума по отставке президента страны Николаса Мадуро, преемника покойного лидера страны Уго Чавеса. Об этом в среду сообщили представители венесуэльской оппозиции.
«У нас есть подписи, у нас в шесть раз больше подписей, чем необходимо для запуска референдума», — заявил журналистам в Каракасе исполнительный секретарь оппозиционного объединения «Круглый стол демократического единства» Хесус Торреальба после встречи с руководством центризбиркома.
По сообщению издания El Nacional, теперь Торреальба считает открытым путь ко второй фазе референдума. Для ее начала оппозиции нужно было набрать всего 200 тыс. действительных голосов.
Заявление оппозиционеров стало очередным свидетельством кризиса режима «боливарианской революции». Как ранее отмечала газета ВЗГЛЯД, ситуация в Венесуэле приобрела критический характер на фоне дефицита товаров, галопирующей инфляции и падения доходов государства, обусловленного снижением цен на нефть. К экономическим проблемам добавился кризис в отношениях между исполнительной и законодательной ветвями власти после того, как парламент перешел под контроль либеральной оппозиции.
18 мая президент Мадуро заявил о готовности ввести особое положение в связи с возможными беспорядками в стране.
При этом исполнительная власть выражает готовность к переговорам с оппозицией. 29 мая глава МИД Венесуэлы Делси Родригес подтвердила начало переговоров между властями и оппозицией по вопросу стабилизации положения в стране. Впрочем, представитель оппозиции Хесус Торреальба опроверг участие представителей венесуэльских властей во встрече оппозиции и группы посредников в столице Доминиканской республики Санто-Доминго.
В качестве условий начала общенационального диалога оппозиция требует проведения референдума о досрочном прекращении полномочий президента Мадуро и освобождения всех политических заключенных. Политзаключенными оппозиция называет задержанных по делу о беспорядках в стране в 2014 году, когда погибли 43 человека. Общее число заключенных в Венесуэле, которых международные наблюдатели называют политическими, составляет 75 человек.
Третий венесуэльский «майдан»
Беспорядки в Венесуэле 2014 года, совпавшие по времени с «революцией» на киевском Майдане, напоминали тогдашние украинские события. На Украине, так же как и в Венесуэле, протесты начались с мирных выступлений студентов, но в ходе развертывания противостояния в акциях оппозиции заметную роль стали играть ультраправые. «Задержали лидеров различных групп и фашистов, которые призывали к массовым беспорядкам и возведению баррикад в разных городах страны», — заявил в марте 2014 года президент Мадуро. В те дни, когда на Украине уничтожали памятники Ленину, в Венесуэле обезглавили памятник Чавесу. В пограничных штатах Тачира, Мерида, Сулиа активно выступали военизированные группы из Колумбии. Впрочем, попытку революции удалось погасить — в разгар венесуэльского «майдана» лидер тамошнего уличного протеста Леопольдо Лопес был арестован по обвинению в экстремизме и попытке госпереворота. В ходе беспорядков погибли 43 человека, 835 были ранены.
«Главное — дела, а дел не последовало»
Заместитель директора Института Латинской Америки РАН Борис Мартынов в беседе с газетой ВЗГЛЯД отметил, что экономическая стратегия Венесуэлы была заложена еще при Уго Чавесе и строилась на уверенности, что цены на нефть падать не будут.
«В итоге Венесуэла — одна из богатейших стран региона — оказалась в такой ситуации. Сейчас президент Мадуро пожинает эти плоды», — указал собеседник. Он отметил, что теперь «правительство Мадуро в положении очень неустойчивого равновесия». Более того, собеседник полагает, что оно «недолговечно».
«С Мадуро связывались надежды, что новый руководитель по-новому оценит ситуацию. Этого не произошло. Мадуро не просто следовал курсу Чавеса, он еще и ужесточил его, притом что, конечно, он не обладал такой харизмой», — пояснил Мартынов. Он напомнил, что Чавес был общественности симпатичен, обладал силой внушения, у него было врожденное чувство публичного политика, у Мадуро этого нет.
«Однако, даже если гипотетически Мадуро уйдет и придут правые, это не значит, что левым силам Латинской Америки нанесено решительное поражение. Они всегда были сильны и останутся сильны впредь», — указал собеседник.
«Разумеется, нельзя скидывать со счетов, что эта ситуация для кого-то выгодна, кто-то ее использует, так же как, наверное, и в Бразилии было. Но нельзя бросаться в крайности, что это все заговор империализма или это исключительно внутренние дела, ошибки левых», — подчеркнул эксперт.
Собеседник напомнил, что Венесуэла, еще начиная с Чавеса, «позиционировала себя в качестве открытого противника США», поэтому ситуацией и «воспользовались». Однако «сейчас времена другие, не риторика главное, а дела, а дел, к сожалению, не последовало», указал эксперт. 
«Недоверие к США в Латинской Америке всегда было и есть»
По словам Мартынова, «США на некоторое время отвлеклись, они часто отвлекаются по сторонам, забыли о Латинской Америке, пустили на самотек, она стала выходить из-под контроля. Теперь, спохватившись, Обама на закате своего президентства решил обновить стратегию», — отметил собеседник, пояснив, что в нее входят восстановление отношений с Кубой, другими странами Латинской Америки, привлечение новых игроков в Транстихоокеанское партнерство.
«Но это не значит, что эти планы обречены на успех. Не только левые в Латинской Америке всегда были и останутся сильными. Но и чувство недоверия к США всегда было и есть на высоком уровне, причем не только со стороны левых, но и умеренных, и даже некоторых традиционных правых. В долгой истории отношений латиноамериканцы поняли цену американским словам и обещаниям», — указал эксперт.
Он не считает, что нынешние события скажутся на отношениях стран Латинской Америки и России: «В Аргентине на смену левым пришел правый президент, пока что это никак не сказалось на наших отношениях. Нам все-таки нужно уходить от этой левой-правой риторики, она устарела давным-давно», — подчеркнул Мартынов. Собеседник пояснил: «Идет поиск собственной национальной модели, которая соответствует именно национальным интересам, это не значит, что она обязательно отрабатывается в сторону США».
Поэтому между регионом и Россией «серьезного охлаждения быть не может. Россия заинтересована в Латинской Америке и Латинская Америка заинтересована в России по целому ряду интересов, включая даже соображения безопасности», резюмировал эксперт.
http://www.vz.ru/world/2016/6/8/815001.html