Число 7 у осетин
Тезисы доклада, заслушанного в рамках дисциплины «Нартский эпос» на факультете журналистики СОГУ имени Хетагурова. Владикавказ
Культ числа 7 широко распространен у осетин.
По происхождению его связывают с аналогичным культом у других индоиранских народов.
В целом он не отражает позднейших влияний со стороны восточных культур.
Культ числа 7 изучал в свое время Васо Абаев. Он привел данные о культе семи богов у осетин и их предков — алан, скифов. Он также показал генетическую связь рассматриваемого культа с аналогичными культами у других индоиранских народов.
Абаев опирался на сообщения Геродота. Геродот утверждал, что число основных богов, которые почитались и которым поклонялись все скифы, равно 7: Табити, Папай, Апи, Гойтосир, Артимпаса, Геракл, Арей.
У алан наличие в их верованиях культа 7 богов засвидетельствовано сообщением анонимного Перипла Понта Эвксинского (V в.н.э.) о Феодосии, находящейся в Крыму, который называется на «аланском или таврском языке Ардавда, что значит Семибожий».
В переводе с осетинского авд — семь, ард — культовое понятие «божество». Аланское название Ардавда в переводе с осетинского (аланского) означает «город семи богов».
У современных осетин — прямых потомков алан, сармат — культ 7 богов был отмечен Всеволодом Миллером. Это святилище Авд дзуары (7 божеств) близ Галиат в Северной Осетии.
7 богов представлены в нартском эпосе осетин в сюжете «Дары небожителей Сослану». Уастырджи подарил Сослану своего коня, покровитель кузнецов Курдалагон — свой меч, покровитель скота Тутыр — домашний скот, покровитель диких зверей Афсати — диких животных, покровитель хлеба (зернового) Уацилла — светлый Реком и чистые Мыкалгабырта — зерна хлебных злаков, покровитель ветров Галагон пообещал оберегать нивы Нартов, а покровитель вод Донбеттр пообещал, что велит своим дочкам крутить жернова нартовских мельниц.
Археологические свидетельства почитания числа 7 у сарматов и алан: в Соколовой Могиле найдены 7 перстней, 7 сосудов в ногах, 7 узлов на золотом ожерелье, кратно 7 количество бус каждого типа на бусинном ожерелье.
Аналогично — скифский могильник из села Аржан: в нем похоронены царь с царицей, рядом — саркофаги, в котором останки 7 знатных старцев и 1 юноши.
В современном осетинском языке множество составных слов, частью которых является число 7: например, Авдиуаег (Седмица).
Словосочетание «аевдадзы хос» — «целебное зелье 7 божеств». Выражение употребляется осетинами и поныне. Безнадежно больным говорят про лекарство: «Аевдадзы хос дын фестает!»
Молодоженам произносят пожелание: «Авд лаеппуйы аемае иу чызг!» («Семь мальчиков и одна девочка»!) При произношении этой просьбы всегда обращаются к 7 богам. Помимо этого пожелания бытовало следующее: «Дае лаеппутаен авд дзуары кад уаент!»
В речевом этикете осетин пожелание в адрес гостеприимных хозяев звучит так: «Авды баеркад» («Изобилие 7 Богов»).
Абаев упоминал также о выражении «Авды рухс» (сияние Семи богов).
Дзиццойты в своем труде «Семь богов и семь миров у осетин» приводит выражение «Авд рухсы фаебад!» (Пребывай в семикратном царстве света»). А также: «Авды рухс дзаенаты фаебадинаг!» «Ты, достойный пребывания в светлом рае Семи богов!»
В традициях осетин упоминаются также 7 ритуальных пирогов. Их пекла роженица, чтобы препоручить себя и свое дитя Святой Марии.
Также осетины считают, что для снятия сглаза с ребенка на него должны поплевать представители 7 разных фамилий.
Большой материал по топонимике, где фигурирует число 7, собран Анастасией Цагаевой: это — тема отдельного доклада.
Обширный материал дают также осетинские пословицы и поговорки, что также является темой отдельного сообщения.
Докладчик: Генриетта БАГАТЫ
Научный руководитель: Диана СОКАЕВА