Трагические страницы зимнего периода в Южной Осетии

Когда мы посещаем летом горные ущелья Осетии, то не можем удержаться от радости и удивления тех прекрасных пейзажей, которые открываются перед нашим взором. Но эту радость обычно не разделяют местные жители. «Вот вы бы оказались здесь зимой, когда нас заваливает снегом!», – так комментируют они обычно радостные ахи и охи туристов.
Впрочем, горцев всегда беспокоил не сам снежный покров, порой заваливающий дома по самую крышу, и не вынужденная ограниченность в передвижении между населенными пунктами. Самыми страшными спутниками зимы были и остаются для Осетии лавины и снежные обвалы. Иногда по причине большого снега люди могли покидать пределы родного села лишь с наступлением весны. Поэтому в зимний период население в горах Осетии обособлялось, ведя автономное существование. Еще Коста Хетагуров отмечал в своем этнографическом очерке «Особа» эти особенности быта народа. «Жестоким бичом для горной Осетии являются снеговые завалы. Сколько рассказов существует о них в народе, сколько несчастных случаев, повторяющихся из года в год! – отмечал К.Хетагуров. – Во многих аулах после выпадения снега и в ожидании лавин прекращается иногда на целую неделю всякое сообщение с другими аулами, скотину перестают выгонять на водопой, для нее приходится оттаивать снег в котлах». Есть аулы, жители которых в продолжение зимних месяцев вообще не отлучаются из своих жилищ. Однако, несмотря на такую осторожность, страшная стихия ни одну зиму не обходилась без человеческих жертв. Жертвою завалов неоднократно становились целые аулы со всеми постройками и движимым имуществом. «Кладбища обыкновенно находятся далеко от аулов. В некоторых аулах зимою нельзя добраться до кладбища, и покойники до весны остаются в селении, зарытыми в солому», – с горечью констатировал автор.
Январь и февраль являются самыми опасными месяцами в зимний период в горах. Именно на это время приходился интенсивный сход лавин. Южная Осетия, несмотря на свое название, также была во власти зимних бед. Благодаря газетным публикациям, мы можем проследить печальный мартиролог советского периода, и то лишь частично. В феврале 1929 года лавина погребла под собой жителя села Дзимыр Гиго Биганова и его жену, в селе Тхел Чесельтского ущелья под обвалом погибли мать и ребенок, в селе Тли двое жителей, выехавших на санях, запряженными быками, попали под обвал, в селе Едыс под снегом погибла семья Ивана Бегизова… В Кударском ущелье в 1932 году снежный обвал смел на своем пути целое селение Арышенд. Трагедия произошла 14 февраля в воскресенье, в обеденное время. Из 28 домов целыми осталось всего шесть. Погибло 84 человека из фамилии Джусоевых. Только в одной семье из 36 человек жертвами стихии стали 22 члена одной большой семьи. Это количество могло быть и больше, если бы не героические усилия одной из девушек села, Раисы Джусоевой. Она в это время находилась в доме и полезла за котенком под тахту. В этот момент лавина ударила в дом и полностью смела верхние этажи. Раиса оказалась завалена снегом только по пояс. Девушка она были рослая, славилась недюжинной силой. Сперва выбралась из снежного плена сама и потом стала искать в снегу своих родных. Прислушиваясь, она уловила тихий стон. Быстро начав разгребать снег руками, Раиса обнаружила под снегом невестку Нушки Багаеву, после откопала брата отца Кола. Оба были живы, в сознании, но с телесными повреждениями. После Раиса стала разгребать снег уже деревянной лопатой и откопала еще несколько человек. Всего в тот день девушка спасла 12 родственников. Остальных членов семьи спасти не удалось. Но смерть даже после этого продолжала собирать свою жатву. Глава семейства, также откопанный из снега, не дожил до утра. У старца Матеа не выдержало сердце от осознания, что из его семьи 22 родные души в одночасье погибли… В спасении людей тогда приняли участие не только жители села, но и жители всей округи. Подоспела помощь и из Дзауского ущелья, из Цхинвала. Было спасено более тридцати человек. Тем не менее, масштабы катастрофы были значительные. К счастью в тот день лавина миновала дом семьи известного осетинского писателя Нафи Джусойты. Сам Нафи, тогда шестилетний мальчик, стал свидетелем этого страшного происшествия.
Место, где было расположено селение, не отмечалось обилием лавин. Только один раз, вспоминали старожилы, лавина подобралась к селу, но дальше околицы не продвинулась, да и тот случай был почти век назад. Однако с тех пор лес, который находился над селением, был вырублен, и преград для лавин уже не осталось. В 1932 году зима выдалась особенно суровой, в дни, предшествующие трагедии снег шел не переставая две недели, высота снежного покрова местами достигала двух метров.
…Не миновали Южной Осетии беды, связанные с лавинами и в наше время. В январе 1989 года снежный завал накрыл дом, стоящий на краю селения Шыбо ущелья Машхара. Погибла молодая семья Козаевых: отец Инал, дети Альбина, Алик и Алвери, мать Дзагоева Зара. Самому младшему из детей исполнился всего один год. …Кровавую жертву лавины собрали и в феврале 1992 года – на ТрансКАМе под лавиной погибли юго-осетинский певец Валерий Сагкаев и известный спортсмен и тренер по тяжелой атлетике, командир отряда самообороны Гри Кочиев. Ну а через год снежные обвалы, сошедшие одновременно аккурат 1 февраля, погребли под собой пассажиров рейсового автобуса и нескольких легковых автомашин. Погибло более 40 человек… Так ТрансКАМ, являясь для нас дорогой жизни, порой становился и дорогой смерти. Как показывает статистика, с того дня как здесь было открыто движение, под лавинами погибло более 120 человек.
Самый опасный участок магистрали от 64 до 92 км северного портала Рукского тоннеля. На этом 28-километровом участке расположено 243 лавинных очага, из которых 172 непосредственно угрожают трассе, среди них «миллионники» – лавины, объем которых превышает миллион кубических метров снега.
Сегодня ТрансКАМ обустраивается: противолавинные службы, дорожники и МЧС надежно обеспечивают безопасность движения, реконструирован Рукский тоннель, возводятся новые противолавинные галереи. Но пока добиться бесперебойного транспортного сообщения в любое время года и главное – добиться надежной гарантии от угрозы лавин для пассажиров, не удается… Но на дворе март и пока можно вздохнуть спокойно. Нынешняя зима с ее бедами закончилась.

Р.Кулумбегов,
газета «Республика»