Высокогорный стационар. Славное прошлое и грустное настоящее

Николай Адольфович и Елизавета Александровна Буш были биологами (ботаниками) с мировым именем. До сих пор биологи пользуются систематикой растений, разработанной Н.А. Буш. Они работали в Ленинградском Ботаническом институте, возглавляли отделы. Много путешествовали по Советскому Союзу, описывая и собирая в основном травянистые растения. Имели квартиру в Ленинграде. Однако они были преданными своей профессии и вместо уюта и благополучия предпочли исследование растительного мира Закавказья. В 1927 году начали обследовать Северный Кавказ и Закавказье. Они собрали очень ценные материалы и считаются основателями Кавказской ботанической школы.
В 1928 году, обследовав территорию Южной Осетии, они предложили основать высокогорную альпийскую луговую станцию. В эти тяжелые годы для страны, руководство области поддержало инициативу, и была создана станция в с. Ерман, на высоте 2240 м над уровнем моря. Целью создания станции было изучение альпийских и субальпийских лугов для разработки научно-обоснованных мер по улучшению высокогорных сенокосов и пастбищ.
Множество научных трудов посвятили ученые растительным покровам Юго-Осетии, особенно ее высокогорным лугам, и среди них такие, как «Луга Юго-Осетии» (1931 г.), «Ботанические исследования Юго-Осетии» (1932 г.), «Высокогорные луга Юго-Осетии» (1933 г.), «Растительный покров восточной Юго-Осетии и его динамика» (1936 г.), «Краткий географический очерк Кельского нагорья и местности Ерман в Юго-Осетии» (1939 г.), и многие другие.
Флора бывшего СССР представлена 17520 видами, а на маленькой территории РЮО площадью всего 389650 га произрастает около 3 тысяч видов растений. Республика богата также животным миром. Территория Южной Осетии на 46% покрыта лесами, ценными древесно-кустарниковыми растениями, среди которых много эндемичных видов. Имея такие природные богатства, у нас нет центра, где бы вели учет динамики изменения природной среды и численности животных. Много раз я ставил вопрос перед руководством ЮОНИИ об открытии при институте экологического отдела с учетом включения и восстановления Ерманской высокогорной станции Н.А. Буша. Однако данный вопрос до сих пор остается открытым.
Н.А. Буш приезжал в Цхинвал на лошади от с. Ерман по М. Лиахвскому ущелью. В тот период плохо было с транспортом, поэтому на дорогу уходило 2-3 дня. Мой отец Кабулов Естате тогда работал лесничим в Ванато-Белотском лесничестве и жил в Нижнем Зонкар. Каждый раз, когда Н.А. Буш ездил в Цхинвал, останавливался на ночь у отца.
Великая Отечественная война 1941 г. застала семью Буш в Ленинграде. Они эвакуировались оттуда в Южную Осетию. Однако Н.А. Буш заболел в пути и умер. Станцию возглавила Е.А. Буш, престиж которой не только сохранила, но и повысила.
Находясь в научной экспедиции на самой южной точке бывшего СССР в Туркмении (1968-1971 гг.) я познакомился с научной работницей Кара-Калинской опытной станции ВИР (Всесоюзный институт растениеводства). Когда она узнала, что я из Южной Осетии, то она рассказала мне интересный случай. В 1954 Е.А. Буш забрала на летнюю учебную практику к себе в Ерман группу из 6 студентов биологического факультета Ленинградского университета. Они доехали на машине до Джавы, далее автомобильной дороги не было. Е.А. Буш попросила четырех крепких ребят, они посадили ее на носилки и так донесли до Ерман.
Е.А. Буш была энергичной женщиной, настолько привыкла к жизни в горах, что завела коров, лошадей, баранов и кур. В Цхинвал она всегда ездила тоже верхом на лошади.
Станция находилась в альпийской зоне. Там деревья не произрастают. Однако ей удалось создать небольшую рощу из березы Радде и рябины обыкновенной. При жизни Елизавета Александровна поставила памятник любимому мужу Николаю Адольфовичу Буш в указанной роще и велела похоронить ее рядом с памятником. Она прожила 86 лет и в 1960 году умерла. Похоронили ее согласно завещанию около памятника супруга.
После смерти Е.А. Буш станцию передали АН Грузии, в подчинение Тбилисского Ботанического института. Из Тбилиси присылали руководителей станции, которые кроме хозяйственной деятельности ничем не занимались. После распада СССР и обострения отношений с Грузией, высокогорная альпийская станция Н.А. Буша осталась без хозяина. Воспользовавшись этим, жители с. Гнуг поселились туда, развели ферму крупного рогатого скота. Летом животные от изнурительного солнцепека прячутся под деревьями указанной рощи и место вокруг памятников превратили в скотный двор. Здание станции полностью разрушено, на месте нет ни одного камня, виден только фундамент. Постамент памятника разваливается, памятник Е.А. Буш изуродован. Эти великие ученые оставили нам большое научное наследие и мы обязаны чтить их светлую память. Для этого нужно восстановить Ерманскую научную станцию и сохранить для будущих поколений и для туристов, посещающих Республику как в настоящем, так и в будущем.
Надеюсь, что руководство района обратит внимание на проблему сохранения исторического наследия и хотя бы просто оградит памятное место.

З. КАБУЛОВ,
газета «Южная Осетия»