История из семейного архива

Со старых, черно-белых, местами уже выцветших от времени фотографий, смотрит молодая приятная женщина с уложенной по моде 40-х годов прической. Вот она, в строгом платье, стоит у учебной доски в окружении рабочих, а тут в спортивной майке и шортах сдает экзамен ГТО. А вот она уже в гимнастерке и погонах в ряду с такими же девушками в военной форме. Наталья Андриановна Зайцева была одной из тех женщин, про кого сегодня говорят «Золотой фонд завода», ветеран войны и труженица «Электроцинка».

К радости журналистов и архивистов, живут на свете такие замечательные семьи, как семья Дубинцовых, которые бережно хранят все свидетельства фамильной истории — фотографии и документы, письма и газетные вырезки. Благодаря такой верности памяти у нас есть возможность приоткрыть завесу истории, прикоснуться хотя бы слегка к давно ушедшим годам, узнать чуть больше о том, как жили и работали наши отцы и деды, ради чего трудились и о чем мечтали. В семье дизайнера завода «Электроцинк» Олеси Дубинцовой память о предшествующих поколениях тщательно сохранена в многочисленных фотографиях и документах. Тут не только трудовые книжки, грамоты, награды и свидетельства о рождении и браке, но и талоны на питание за 1936 год, комсомольские и производственные характеристики и даже денежные купюры тех лет. Особое место в семейном архиве отведено памяти о бабушке Олеси, Наталье Зайцевой. Сама Олеся не застала бабушку в живых, но знает о ней практически все до мельчайших бытовых подробностей со слов своей мамы, в прошлом тоже работницы завода, Любови Дубинцовой…

Наталья Андриановна Зайцева родилась в 1919 году во Владивостоке. Ее мама, Зинаида Юрковская, была из семьи польских графов, отец — военный из Астрахани. В 20-х годах семья переехала с Дальнего Востока во Владикавказ. Здесь отец Натальи умер, и мать воспитывала ее одна. Женщине пришлось нелегко — с маленьким ребенком на руках найти постоянную работу было невозможно, вот и перебивалась маленькая семья случайными заработками. Зинаида неплохо шила, мастерила даже кукол из папье-маше на продажу, лишь бы прокормить дочь. Своего жилья у них не было, поэтому проживали мама с дочкой, снимая угол, а если повезет, то и комнату в незнакомом городе, где не было ни родных, ни близких. Дочь Наталья, радость и надежда матери, выросла потихоньку, окончила школу и, чтобы как-то помочь матери, в 17 лет пошла работать на завод «Электроцинк». 2 марта 1936 года, судя по записи в трудовой книжке, Наталья Зайцева была принята табельщицей в контору завода «Электроцинк», 19 июля 1937 года переведена в завком секретарем, а 1 марта 1938 года перешла в выщелачивательный отдел электролитного цеха лаборанткой. Работая на заводе, Наталья Зайцева окончила курсы мастеров соцтруда по специальности «гидрометаллург» в горно-металлургическом техникуме, который в первые годы своего существования был одним из цехов «Электроцинка», а также санитарные курсы. В свободное от работы время Наталья проводила на заводе занятия для рабочих по профтехминимуму и ликвидации безграмотности. И вообще она была бойкой, активной девушкой, поэтому повестку в ряды РККА восприняла как шанс проявить свои лучшие качества в борьбе с лютым врагом.

В 1942 году завод был эвакуирован, Наталью Зайцеву вместе с другими девушками призвали в ряды рабоче-крестьянской Красной Армии. Сменив рабочую спецовку на солдатскую шинель, Наталья уехала служить в Азербайджан. Она была зачислена в зенитно-артиллерийскую бригаду прожекторного полка Бакинской армии ПВО, сформированной в начале мая 1942 года. Организационно армия входила в Закавказскую зону ПВО, с апреля 1944 года — в Закавказский фронт ПВО. В задачи армии входило прикрытие от ударов с воздуха центра нефтедобывающего района Баку и окружающих его промыслов, а также нефтеперевозок по железной дороге в восточной части Закавказья и морем в юго-западной части Каспия. Прожектористы ночью освещали летящие самолеты, чтобы зенитчики стреляли по ним и сбивали их. Служба на войне тяжела для мужчин, что уж говорить о женщинах — некогда было даже поспать, приходилось постоянно вслушиваться, чтобы, заслышав подозрительный гул, подниматься по боевой тревоге и отражать удар вражеской авиации. В ходе Битвы за Кавказ советская армия отразила все попытки немецкой авиации прорваться к Баку, уничтожив на дальних подступах к городу 8 самолётов противника. За достойное выполнение воинского долга Наталья Зайцева была удостоена медалей «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией».

Вернувшись с победой домой, отважная зенитчица — прожектористка вновь поступила на «Электроцинк», трудилась на заводе в самые тяжелые годы восстановления страны из руин. В 1950 году в результате процесса слияния завода с «Победитом» была переведена на присоединившееся предприятие, где и проработала до выхода на пенсию в 1969 году. За самоотверженный труд была награждена Почетной грамотой Министерства металлургической промышленности СССР.

Память об этой яркой и неординарной женщине хранят и страницы заводской газеты. Об активной и энергичной девушке, комсомолке и ударнице труда писали корреспонденты тех лет, а опубликованные фотографии дают представления о той эпохе, о людях и делах «Электроцинка». Например, в 30-е годы, когда стране угрожали со всех сторон иностранные армии, на заводе создавались санитарные дружины, командиром звена одной из которых была Наталья Зайцева. Несколько снимков наглядно показывают, как выглядела санитарная дружина в 30-е годы прошлого века в нашей стране, чем были оснащены сандружинные отряды. К слову, на службе в РККА Наталье очень пригодились знания, полученные на курсах сандружинников. А еще, благодаря семейным фотографиям, можно узнать, что в коллективе Военизированной охраны завода, где несколько лет проработала Наталья Зайцева, действовал отличный самодеятельный оркестр народных инструментов. Ежегодно на предприятии устраивался конкурс самодеятельности, и Наталья Зайцева украшала своим пением программы музыкального коллектива. Кроме этого, она была председателем первичной организации Красного Креста на заводе и членом редколлегии стенгазеты отряда ВОХР.

— В нашей семье очень бережно относятся вообще ко всем свидетельствам времени, — говорит Олеся Дубинцова, — еще моя прабабушка начала собирать фотографии, все они подписаны, и по ним легко проследить историю нашей семьи начиная с 1900-х годов.

Самая старая фотография в архиве Дубинцовых — фото Евдокии Степановны Зайцевой, прапрабабушки Олеси. Здесь же, в семейном альбоме, хранятся красноармейская книжка Натальи Зайцевой и талоны на военную форму, выданные в 42-м году…

— К сожалению, я не застала свою бабушку, она рано ушла из жизни, но, благодаря фотографиям, я знаю, какой она была, где работала и служила, как отдыхала, чем увлекалась, — рассказывает Олеся Дубинцова. — К тому же, старые фотографии — это настоящие произведения искусства, выполненные не просто фотографом, а художником. Сколько всего может поведать старинное фото о той эпохе и людях, которых оно запечатлело. Мне кажется, что по своей выразительности, по силе воздействия на эмоции и чувства человека старинные фотографии не уступают творениям известных художников.

Дабы история семьи не ушла в небытие, Олеся скрупулезно оцифровала все фотографии и документы. Сегодня с большим интересом семейный архив рассматривает 10-летний сын Олеси, Никита Плохов. Мама и бабушка с удовольствием рассказывают ему истории, написанные старыми фотографиями, в том числе, историю Натальи Зайцевой, простой труженицы «Электроцинка», одной из тысяч советских женщин, которые мечтали о большой, интересной жизни, грезили о семейном счастье и созидательном труде. Но на их землю ступил враг, и дочери, сестры, матери, надев солдатские шинели, стали медсестрами, зенитчицами, связистами, летчиками. Наталье Зайцевой в ряду других выпала неженская доля защищать свою страну на боевом посту и неустанно трудиться во имя процветания родного завода и всей страны.

Людмила ТАВАСИЕВА

На фото: Наталья Зайцева в рядах РККА