Рецензия на книгу Марка Петрушанского «Из племени Маккавеев»
В начале года прошла презентация книги М.Б.Петрушанского «Из племени Маккавеев». Многие, в том числе и автор данной публикации, не присутствовали на ней. А между тем, книга представляет немалый интерес. Во всех отношениях.
Прежде всего, своей информативностью. Автором-составителем приводится много имен и фактов, рассказывающих о заслугах евреев, живших и живущих в России и СССР, главным образом — в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Кажется, что ни один еврей, отмеченный в годы войны высокими наградами и воинскими званиями, не остался забытым. Более ста страниц занимает этот раздел книги. Еще двадцать страниц рассказывают о тех, кто создавал оружие Победы. Имена некоторых из них, но далеко не всех, хорошо известны в стране, и тем интереснее читать даже простой перечень фамилий, должностей, званий и наград.
Большой интерес представляет глава, посвященная советским разведчикам и контрразведчикам-евреям, заслуги которых неоценимы. Вот только при упоминании Фельдбина (а не Фельбина, как указано в книге) — одного из самых результативных предвоенных сотрудников внешней разведки НКВД, следовало бы сказать, что в июле 1938 года он ушел на Запад, но и то правда, что агентуру — не выдал.
Достоинства книги не ограничены сказанным в ней. В ней также еще много другой интересной информации. В том числе, к сожалению, и такой, которая сильно меня озадачила.
В первую очередь, это касается утверждения, что евреями были прославленные советские военачальники Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский и генерал армии И.Д. Черняховский, а также выдающийся организатор атомной промышленности Е.П. Славский. Чтобы проверить правоту этих утверждений, мне пришлось провести расследование. Авторы серьезного биографического исследования «Маршал Малиновский» (Ю. Лубченков, В. Артемов, М. Яуза, 2008), знающие о приписываемом Р.Я. Малиновскому еврейском происхождении, категорически утверждают, чго это не соответствует истине. Известный историк А. Симонов рассказал в телефонной беседе с автором, чго в 2008 году, при съемках фильма «Иван Черняховский» из серии «Дороже золота» о Героях Советского Союза (показана на канале «Звезда») он сообщил дочери генерала о появившейся версии про еврейское происхождение ее отца, чем немало позабавил Неонилу Ивановну. А чтобы противостоять этим измышлениям, в фильме были показаны портреты родителей полководца и названы имена-отчества. Кроме того, Иван Данилович лишился родителей в тринадцать лет, хорошо помнил их, знал, кто они по национальности и, конечно, рассказал бы дочери, что в детдоме ему сменили имя и национальность, если бы это имело место, как пишет М.Б.Петрушанский. Несерьезность утверждения о том, что генерал Черняховский был евреем, просматривается и из самой книги. На стр. 58 говорится, что он носил якобы имя Исаак, а на стр. 68 написано, что его племянница Жанна Рабинович-Черняховская носила отчество Исааковна. Получается, что брат генерала тоже был Исааком. Два брата Исаака в одной семье это все же многовато.
Трижды Герой Социалистического Труда Е.П. Славский тоже не был евреем. Об этом написала мне его дочь Марина Ефимовна в ответ на просьбу рассудить нас с оппонентом. А в подтверждение прислала копию страницы из «Военно-исторического журнала», где легендарный создатель ядерного щита страны в 1993 году писал в своих мемуарах, что родился в украинской семье Павла и Евдокии Славских. С Мариной Ефимовной переписываюсь уже много лет, с тех пор, когда я выступил с идеей увековечить имя ее отца в нашем городе. Ефим Павлович работал на «Электроцинке» с 1933 по 1940 гг. В 2005 году, к 100-летию завода, ему был установлен прекрасный бюст с изображением трех золотых медалей «Серп и Молот» и написанным мной текстом.
Про летчика Великой Отечественной войны Нихамина Давида Ефимовича в книге говорится, что он сбил 24 самолета противника, но из-за национальности не был удостоен звания Героя. Однако документы, точнее, солидные справочники говорят о другом. В книге Н. Бодрихина «Советские асы» приводится список 627 пилотов, сбивших 15 и более самолетов. Нихамина в нем нет. В справочнике Т. Полака и К. Шоурза «Асы Сталина» содержатся краткие биографии 1000 советских летчиков, имевших 5 и более побед. Но и в нем нет фамилии Нихамина. Нет в этом справочнике и Рудина, который якобы сбил 14 самолетов. Что касается генерала Смушкевича (его звали Яков, а не Илья, как написано в книге), то он был репрессирован не потому, что его оклеветали, а за преступное пренебрежение накануне войны (вместе с другими руководителями ВВС) воинским и служебным долгом, граничащим с предательством. Подробнее об этом автор писал в публикации «И таких мифов еще много» («Пульс Осетии» от 16 апреля 2010 г.)
Список таких неточностей и непроверенных фактов можно было бы продолжить. Это подрывает доверие к содержанию книги.
Уместно напомнить о том, что в 1992 году в Тель-Авиве вышел второй том научного труда Арона Абрамовича «В решающей войне. Участие и роль евреев СССР в войне против нацизма». В нем автор сообщает об ошибках во многих публикациях, когда Герои Советского Союза других национальностей превращаются в евреев. Так, например, по его мнению, некоторые авторы считают евреем белоруса Льва Михайловича Доватора, Юрия Бунимовича, отец которого русский, а мать казашка, латыша Роберта Эйдетана, литовца Иеронима Уборевича и других.
Редактура и корректура книги не выдерживают никакой критики — только сам ее автор после выхода издания в свет нашел 52 ошибки и опечатки, а глава «Творцы оружия Победы» не отражена в оглавлении! Пользуясь случаем, хочется отметить, что подобное в книгоиздании становится нормой.
Автор книги с обидой пишет, что руководством страны в годы войны был установлен лимит на присвоение евреям звания Героя Советского Союза. Трудно поверить, что где-то есть такой документ, а вот наградная статистика говорит как раз об обратном. Известно, что за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, звание Героя присвоено 11 650 отважным защитникам Отечества, а представления были составлены на 15 670 человек. Это значит, что в среднем по всем национальностям Золотой Звезды удостоились 74% из представленных. Евреев представлялось (по данным М.Б. Петрушанского) 187, а награждены 163, или 87%.Вот это дискриминация! Далее. Осетин представлялось к геройскому званию 79, удостоились 35 воинов, или всего 44%, что вдвое (!) меньше, чем евреев. Но в Осетии никто не говорит о каких-то обидах на лимиты для осетин.
Весьма спорным представляется утверждение автора книги о том, что руководство страны в начале войны не оповещало еврейское население о грозящей ему опасности истребления при оккупации. Очевидцы рассказывают другое. В частности, моя покойная мать рассказывала, что утром 22 июня 1941 года проводила мужа-офицера на войну (отец служил на советско-румынской границе), а во второй половине дня уже ехала в поезде на Восток, и на каждой станции в состав для эвакуации сажали в первую очередь евреев и женщин с детьми. Когда в Осетию стали прибывать тысячи эвакуированных, среди них числом заметно выделялись евреи. Кстати, в известной книге Андрея Дикого «200 лет вместе. Евреи в России и СССР» (М., Алгоритм., 2010 г. стр. 283-284) читаем: «…советское правительство для спасения евреев предоставляло нужный транспорт, даже в ущерб делу ведения войны. Эвакуация евреев перед наступающими немцами шла не только по железной дороге, но на грузовиках и легковых автомобилях, переполненных евреями и их движимым имуществом (нередко везли и мебель, пианино), но частично и на лошадях. От горсовета получалось предписание председателям колхозов и совхозов предоставить предъявителю пару лошадей, перевозочные средства и необходимый фураж. С такими предписаниями евреи и ехали по проселкам, меняя в попутных колхозах или совхозах лошадей и пополняя запас фуража, до того пункта, где можно было погрузиться в вагоны для дальнейшего следования за Урал. Лошади и повозки при этом бросались на произвол судьбы».
Есть в книге и другие спорные утверждения, в том числе и такие (их даже не хочется приводить), которые с точки зрения межнациональной этики неприемлемы.
В заключение хочется выразить надежду, что все пишущие на тему отношений между народами, как, впрочем, и на любую другую, всегда будут максимально правдивыми и объективными.
Петр ГЕРИЕВ, «Пульс Осетии»