«Без жизни жизни нет»…
В редакции газеты «Владикавказ» много лет работает верстальщиком милая и скромная Маргарита Калатозова. Как-то я поинтересовалась у нее, что она знает об известном советском актере, сценаристе, кинорежиссере (фильм «Летят журавли»), кинооператоре Михаиле Калатозове, кинематографическая жизнь которого в молодости была связана с Тифлисом, и об Иване Калатозове, владикавказце, двоюродном брате театрального режиссера Евгения Вахтангова. Выяснилось, что Маргарита в архивах пыталась воссоздать по крупицам семейную историю. Вот что она мне рассказала:
— Моя свекровь — Наталья Калатозова. Она — внучка Лидии и Ивана Калатозовых. Иван как раз-таки и был двоюродным братом Евгения Багратионовича Вахтангова. В архивах удалось найти очень скупые сведения. В «Терском календаре на 1911 год» говорится, что он — член ревизионной комиссии Владикавказского коммерческого клуба. Известен также владикавказский адрес его проживания после революции — улица Троцкого, 9, пока я не выяснила, как эта улица называется сейчас, и сохранился ли сам дом.
— Улица Троцкого — это сейчас улица Горького. Сведения об этом есть в справочнике Феликса Киреева «По улицам Владикавказа».
— В архивах также есть сведения о том, что он имел патент на личное промысловое занятие и работал приказчиком в Мосоторге.
— В Мосторге?
— В документах написано именно так: «Мосоторге». Не знаю, что это за организация.
— А что известно о его супруге — Лидии?
— У Лидии был брат Борис. Их родители — Павел и Анна — поженились в 1900 году. Разница между детьми была три года. Лидия родилась в 1901 году, а Борис — в 1904 году. Девичья фамилия Лидии была Борщева.
— Борщева или Борщова?
— Во всех архивных документах пишется «Борщева», а на могиле написано «Борщова».
— Что известно об ее отце — Павле Борщеве?
— Павел по профессии был инженер. В ЦГА РСО-А есть документ о том, что они венчались в Новом Соборе (Собор Архангела Михаила, взорванный после революции) 30 июня 1900 года. «Студент третьего курса Санкт-Петербургского Технологического института Павел Николаевич Борщев, православного вероисповедания, первым браком, 22 года, и мещанка города Георгиевска Анна Дмитриевна Ястремская, православного вероисповедания, первым браком, двадцать с половиной лет. Среди свидетелей — ученик 3-го класса Владикавказской классической гимназии Иван Николаевич Борщев». В том же архиве я нашла сведения о смерти Анны: «25 ноября 1908 года умерла и 27 ноября погребена на Госпитальном кладбище жена инженера Анна Дмитриевна Борщева. 29 лет. От разрыва сердца».
— Получается, что в браке Павел и Анна прожили всего восемь лет? Что случилось? Почему она умерла, оставив сиротами двоих детей?
— Анна была дочкой мещанина Дмитрия Игнатьевича Ястремского. Он был владельцем буфета на железнодорожной станции Беслан. Судя по документам, Дмитрий Игнатьевич был женат трижды. Третий раз он женился уже после смерти своей дочери Анны, аж в 1920 году — на Анне Крыжановской. У него было две дочери — Елена и Анна. В архивах я обнаружила такую запись: «29 августа 1901 года умерла и 31 августа на Госпитальном кладбище погребена жена Владикавказского мещанина Дамиана Ястрбенского (он же — Ястрежевский — Ястремский) Пелагия Петровна, 36 лет. Умерла от хронического воспаления легких». Не знаю, была ли Пелагия матерью Елены и Анны? Была ли она первой или второй женой Дамиана (Дмитрия) Ястремского? Все это мне только предстоит еще выяснить.
— Итак, Анна Ястремская была завидной невестой. Ее сватали очень многие. Почему же отец был против ее брака с Павлом Борщевым?
— Павел Николаевич родом был из обедневших дворян, из местечка под нынешним Луганском. К началу 20 века семья Борщевых перебралась под Ростов. Отец, видимо, отказывал потому, что считал его недостаточно обеспеченным, но, убедившись в том, что он осваивает серьезную профессию инженера, дал согласие на брак. Свадьба прошла во Владикавказе. Молодые провели «медовый месяц» в Петербурге, Ростове-на-Дону… Родились дети.
Павел служил на железной дороге, Анна вела дом. В 1907 году Павла Борщева отправляют на паровозостроительный завод в Екатеринослав, где он занимает пост начальника мастерских. Но в 1908 году боевая террористическая организация эсеров, устраивавшая несколько лет нападения на госслужащих Луганска — Екатеринослава, готовила подрыв на железной дороге. Участвующие в террористической операции рабочие паровозостроительного завода совершили нападение на начальника мастерских. Павел Борщев был застрелен в спину.
Анна перевезла тело мужа во Владикавказ. Похоронили его на Госпитальном кладбище. Но Анна потеряла вкус к жизни. Каждый день она приходила на могилу супруга, ложилась на нее, пока с силой ее не уводили оттуда домой. Так длилось полгода. Она умерла от разрыва сердца. Ее похоронили на старом Госпитальном кладбище, в одной могиле (склепе) с ее супругом Павлом Николаевичем Борщевым. Дмитрий Игнатьевич Ястремский взял на себя заботу о внуках, а на памятнике выбил слова: «Без жизни жизни нет»…
— А как в дальнейшем сложилась жизнь самого Дмитрия Ястремского?
— В архивах я нашла документ, что 15 (28) мая 1920 года в Военно-госпитальной церкви Владикавказа он венчался третьим браком (ему было тогда 66 лет) на вдове Надворного Советника Анне Николаевне Крыжановской. Ей было 48 лет. Поручителями у жениха были: нидердандский подданный Виктор Фавалович Фаррст и Николай Невский. А у невесты — гражданин Риги Христофор Феодорович Вейнберг и Лука Майков.
Беседовала Мадина ТЕЗИЕВА, газета «Владикавказ»
На фото — улица Льва Троцкого (ныне Горького), на которой жил Иван Калатозов