Роль УНА-УНСО в нападении Грузии на Южную Осетию

Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ сообщает, что в ходе расследования уголовного дела по фактам геноцида и массовых убийств граждан РФ на территории Южной Осетии установлено участие украинских военных и членов украинской националистической организации УНА-УНСО.

«В ходе расследования уголовного дела по фактам геноцида и массовых убийств граждан Российской Федерации на территории Южной Осетии получены и задокументированы неопровержимые доказательства участия на стороне грузинских вооруженных формирований представителей украинской националистической организации УНА-УНСО», — заявил в понедельник «Интерфаксу» официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин.

По его словам, в рамках расследования уголовного дела получена информация о том, что на стороне грузинских вооруженных формирований в вооруженной агрессии против Южной Осетии «принимали участие военнослужащие регулярных воинских подразделений Минобороны Украины, а также не менее 200 членов УНА-УНСО, в том числе по фамилиям Шаповал, Кучеренко, Шевченко, Матвсюк, Желтоконь».

Маркин отметил, что в ходе следствия в помещениях центра «Антитеррор» МВД грузинского анклава, расположенного на территории села Ачабети Цхинвальского района, были обнаружены полевая форма, личные вещи, фотографии и иные документы «бойцов украинской националистической организации, а также боевые приказы руководства МВД анклава о закреплении автотранспорта за представителями УНА-УНСО».

Кроме того, в ходе операции по принуждению Грузии к миру были захвачены зенитные ракетные комплексы «Бук-М» и «Оса-Ока», имеющие украинскую маркировку.

«Согласно полученным в ходе следствия документам указанные ракетные зенитные комплексы проходили регламентное техническое обслуживание на украинских оборонных заводах в мае 2008 года, то есть за два месяца до начала боевых действий в Южной Осетии», — сказал официальный представитель СКП РФ.

Для выяснения всех обстоятельств участия представителей УНА-УНСО и представителей Вооруженных сил Украины на стороне грузинских вооруженных формирований СКП РФ направлен соответствующий запрос о правовой помощи в компетентные органы Украины, «ответ на который по вине украинской стороны до настоящего времени не получен».

Напомним, скандал, связанный с украинским участием в грузино-югоосетинском конфликте начался практически сразу после его завершения и развивался по двум направлениям. Украинская сторона обвинялась не только в том, что украинские военнослужащие участвовали в нападении на Южную Осетию, но и в том, что Украина активно снабжала Грузию оружием.

В начале сентября минувшего года прокуратура Южной Осетии заявила о том, что в ходе расследования уголовного дела о нападении грузинской армии на Южную Осетию удалось обнаружить и изъять большое количество документов о планах захвата республики.

По информации, обнародованной в сентябре 2008 г. генеральным прокурором Южной Осетии Таймуразом Хугаевым, при освобождении оккупированных грузинской стороной некоторых сел в Южной Осетии были обнаружены документы, свидетельствующие, в том числе, об участии в нападении наемников.

«Со стопроцентной уверенностью могу сказать, что члены украинской организации «УНА-УНСО» принимали участие в боевых действиях против Южной Осетии на стороне грузинской армии», — сказал генпрокурор.

По его данным, следствием установлено, что одна из групп «УНА-УНСО» готовилась на территории села Тамарашени грузинского анклава на территории Южной Осетии.

На базе, подчиненной МВД Грузии, были обнаружены фотографии наемников, штатное расписание так называемого «центра антитеррора» марионеточного правительства Южной Осетии, который именовался «центром антитеррора МВД Южной Осетии», где группа «УНА-УНСО» фигурировала под названием «Братья».

Что касается самой Украины, то, как заявил в ноябре 2008 г. заместитель главы комиссии Верховной Рады по расследования фактов незаконных поставок оружия в Грузию Игорь Алексеев (фракция Компартии), факты участия украинских военнослужащих в боевых действиях на стороне Грузии находят свое подтверждение.

«Комиссия получила дополнительные документальные свидетельства незаконных поставок Украиной оружия в Грузию, которые сейчас обрабатываются специалистами, в том числе и по вопросам международного права на предмет соответствия действий украинской власти правилам и нормам ОБСЕ», — сообщил тогда Алексеев.

Официальные власти Украины опровергают все обвинения, звучащие с российской стороны.

В частности, вопрос поставок украинского оружия в Грузию был поднят в ходе нашумевшей публичной «переписки» Дмитрия Медведева и Виктора Ющенко.

В письме российского президента помимо прочего указывалось, что «негативный общественный резонанс вызвала антироссийская позиция Украины в связи с варварским нападением режима Саакашвили на Южную Осетию».

«Спустя год после тех трагических событий вновь остро встает вопрос о том, что мирных жителей и российских миротворцев в Цхинвале убивали из украинского оружия», — заявил Медведев, подчеркнув, что «те в Киеве, кто поставлял вооружения грузинской армии и, кстати, не намерен прекращать делать это и сейчас, полностью разделяет с Тбилиси ответственность за совершенные преступления».

Ющенко, со своей стороны, заявил, что позиция Украины относительно кавказских событий «общеизвестна и совпадает с позициями практически всех стран мира».

И пояснил: «Она заключается в исключительном уважении суверенитета, территориальной целостности и незыблемости границ грузинского или любого другого суверенного государства».

Отдельно коснулся украинский президент и оружейного вопроса:

«Безосновательны и упреки в поставках оружия в Грузию. Вызывает сожаление тот факт, что, несмотря на неоднократные четкие и понятные разъяснения украинской стороны по поводу законности ее действий на рынке оружия, российская сторона продолжает последовательную кампанию, направленную на формирование восприятия Украины как государства, которое не соблюдает международные правила и режимы в сфере военно-технического сотрудничества. В связи с этим следует напомнить, что Грузия не была и сейчас не является объектом каких-либо международных санкций или эмбарго со стороны Совета Безопасности ООН, ОБСЕ, Европейского Союза и других международных организаций на поставки вооружений, военной техники или товаров двойного использования. Кроме того, российские предложения ввести такие ограничения в рамках ОБСЕ, внесенные после российско-грузинского конфликта, поддержаны не были».
Интерфакс