«Коллективное сознательное. Диалоги с классикой»

28 мая в выставочном зале Союза художников РСО-А на проспекте Коста состоялось открытие выставочного проекта «Коллективное сознательное. Диалоги с классикой». Проект во Владикавказе представили Северо-Кавказский филиал Государственного центра современного искусства и Союз художников РСО-А (Региональное отделение ВТОО СХР).

В этот же день состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие: вице-президент ТСХ (Творческого союза художников), почетный член РАХ, главный редактор журнала «ТСХР» Давид Бабаянц; директор Северо-Кавказского филиала Государственного центра современного искусства Галина Тебиева; председатель Регионального отделения ВТОО «Союз художников России» по РСО-А, Заслуженный художник РСО-А Таймураз Маргиев; художник, арт-критик, руководитель «Молодежной межрегиональной творческой мастерской «Диалоги с классикой», куратор выставочного проекта «Коллективное сознательное» Диана Мачулина; фотохудожник, научный сотрудник Северо-Кавказского филиала ГЦСИ, стипендиант Министерства культуры РФ по программе поддержки молодых деятелей культуры и искусства Анна Кабисова.
Давид Бабаянц во Владикавказ попал впервые, но хорошо знаком с творчеством осетинских художников. Сразу после Осетии его ждет Италия, Милан. Давид — действующий художник-абстракционист. «Надеюсь, что еще вернусь к вам во Владикавказ со своим проектом, — говорит он. — В Творческом союзе художников я — председатель секции абстрактного искусства. Работы нашей секции видели в Ижевске, Магнитогорске, городах Европы. Мне всегда интересна реакция зрителей. Абстракционизм возник у нас, в России. Европа претендует на наших Кандинского, Родченко, Малевича… Но мы-то знаем, что почва — здесь». На вопрос, кто его любимый художник, последовал ответ: «Врубель. Один раз в месяц хожу в Третьяковскую галерею. Сижу, смотрю. Ухожу — уничтоженный. «Силен же ты!» — говорю мысленно Врубелю».
По словам Дианы Мачулиной, выставка «Коллективное сознательное» — это мониторинг того, что сейчас выбирают молодые люди: «Вектор в целом по стране направляет нас в традицию, в изучение ее пластической ценности». Выставка «Коллективное сознательное» была тепло принята в Татарстане, после Владикавказа ее просят Ростов-на-Дону, Краснодар, Майкоп.
После пресс-конференции Диана Мачулина провела кураторский тур по экспозиции. Художник Антон Батишев живет в Саратове. Проект Антона «Solid and Fluid» — часть исследования, в котором автор находит связи между формами денег и формами общественной организации. Центральная вещь проекта — металлическая скульптура «Спартанский обол». Она рождает ассоциации с шагающими людьми итальянского скульптора Джакометти. Человек протягивает вперед руку с железным прутом — оболом (это спартанская валюта). Своим весом и формой обол затрудняет взяточничество иворовство.
Деньги не могут быть ценностью сами по себе. Условием их существования является общественная договоренность. Тогда в качестве валюты, показывает Антон, сгодятся и ракушки, и винные этикетки. Деньги обнаруживают свою виртуальность, когда обязательства не выполняются. В 1923 году в результате инфляции валюта Германии полностью обесценилась. Купюрами обклеивали стены. Художник все время напоминает: есть вещи, которые за деньги не купишь. Наркобарон Пабло Эскобар сжег несколько миллионов долларов, чтобы согреть маленькую дочь в горах. В своем проекте Батишев вспоминает и об искусстве. Он тонко иронизирует над теми, кто полагает гонорары главной мотивацией творца. Владимир Маяковский ввел в употребление стихотворную «лесенку». Завистники обвинил его в том, что он сделал это для того, чтобы увеличить свои гонорары (платили за количество строк). Музыкальная группа KLF сожгла миллион фунтов стерлингов на глазах у публики, чтобы путем этой художественной акции выказать свое презрение к деньгам. Результат: они стали еще более знаменитыми и смогли заработать еще больше. По словам Дианы Мачулиной, «Спартанский обол» стал символом выставочного проекта «Коллективное сознательное»: «Будучи извлеченным из авторского контекста, это просто изображение идущей вперед фигуры с некоей вертикалью в руке — то ли оружием, то ли свитком с вестью в руке гонца. Но скорее всего, это — самое начало человечества: когда обезьяна взяла в руки палку, не согласившись с предоставленной ей реальностью. Средства не соглашаться стали с тех пор намного сложнее. Искусство — одно из них!»
Алина Белоусова тоже из Саратова. Она работает с вышедшими из строя деталями компьютера. Останемся ли мы людьми, сроднившись с новыми технологиями? Алина задает этот вопрос в серии «Неоинкубаторы Фаберже». Что родится из яиц, собранных из компьютерных плат?
Алексей Головченко из Пензы всерьез изучает историю русского язычества. Он дружит с клубом исторической реконструкции «Святогор». На выставке представлены его пейзажи, в которых он использует свое увлечение стариной для создания знакового образа Руси. В «Весеннем дыме» горящая трава — обряд посвящения в воины.
Александр Греков — из Перми. Он рассуждает о нравственных ориентирах. В картине из серии «Василиса в стране чудес» ребенок пытается привести в движение качели. Но это не удается, так как кто-то из жильцов прикрепил качели к опорам, чтобы они не скрипели, вместо того, чтобы смазать их… Греокв своими работами пытается разбудить сознание взрослых.
Провокационны работы Ирины Дрозд из Санкт-Петербурга. «Девочка с персиками уже не та» из серии «Культурный эйджизм» заставляет нас еще больше ценить Серова.
Фотопроект «Верую во Единого» владикавказцев Анны Кабисовой и Евгения Иванова состоит из 20 фотографий размером 130 на 180 см. Стоит рассказать о технологии, выбранной для проекта. «Когда он задумывался, мы не долго терзались вопросом, как и на что снимать, — комментирует Анна. — Проект снимается на камеру ФКД, сделанную по типу дореволюционных камер». Авторам удалось показать святые места Осетии вневременными.
Сейчас Анна Кабисова готовится еще к одной выставке — выставке работ своих учеников, которая откроется в июне. Анна преподает искусство фотографии детям в возрасте от 10 до 14 лет. Уже состоялось три выпуска. Курсы длятся три месяца по два раза в неделю. Проходят они в Деловом центре «Булгакофф».
Выставка «Коллективное сознательное. Диалоги с классикой» продлится до 20 июня. Вход свободный. Не пропустите!
Мадина ТЕЗИЕВА, газета «Владикавказ»
Фото Мишеля РЕНО