Артур Коцоев. Хетаг — второе имя Святого Георгия

Яко пленных свободитель и нищих защититель,
Немощствующих врач, царей поборниче,
Победоносче великомучениче Георгие,
Моли Христа Бога
Спастися душам нашим
Тропарь, глас 4

Хетагом, с именем которого ныне ассоциируется праздник дня Хетага (Хетаеджы Уастырджийы бон — Святого Георгия, Хетага день), аланы, предки осетин, прозвали Георгия Победоносца Каппадокийского за его принадлежность к потомкам хеттов. Речь идет о хеттах, проживавших ранее на территории Каппадокии, расположенной в Малой Азии, в южном Причерноморье, ныне в Анатолии, современной Турции.

Каппадокия — «Страна прекрасных лошадей» (дословный пер. с персидского). Ее история ведет свое начало с 5 тысячелетия до н. э. Все это время регион находился на перекрестке цивилизаций, входя поочередно в состав Хеттской, Персидской, Римской и Османской империй и иных государственных образований, служа ареной многочисленных войн.

• ок. XVII в. до н. э. — завоевание хеттами;
• 585 год до н. э. — завоевание мидийцами;
• 363-370 гг. до н. э. — завоевание персами;
• 333 год до н. э.- завоевание Александром Македонским;
• 350 до н. э. — Ариарат II создает царство Каппадокия;
• 17 г н.э — превращение в римскую провинцию Каппадокия (cоединена с Понтом и малой Арменией);
• 1071 г. — территорию получают сельджуки как часть выкупа за императора Романа IV Диогена;
• 1515 г. — окончательное присоединение Каппадокии к Османской империи;
• C 1919 г. в составе Турецкой республики. (Официально с 1923).

Как известно, Хетты ассимилировали хаттов, вобрав в себя почти всех их богов, традиции и нравы. Хатты, являвшиеся коренными жителями Каппадокии, несмотря на свое подчиненное положение, до последнего сохраняли свой язык и национальную идентичность. Тем не менее, со временем имена хаттов стали поглощаться хеттскими. К закату хеттской цивилизации хатты, как и некоторые другие азиатские племена, проживали в отдельных городах-государствах. Один из них, Каска, звался по имени населявшего его народа касков или касагов. Осетины, потомки скифов и сармато-аланов, которые всегда жили бок о бок с касагами (или, по их самоназванию — зихами), предками адыго-абхазов, до настоящего времени сохранили в памяти имя соседей. Так, в осетинском языке «касаг», или «кашаг», — это кабардинцы, адыги; «каскон кафт» — кабардинский, адыгский танец. Из этого следует, что аланы, предки осетин, не могли не знать имени хеттов, государство которых прославилось не только своей знаменитой культурой, но и производством железа, а также созданием боевой конной колесницы — изобретениями, которые в дальнейшем и переняли у них с успехом.

Осетины, как известно, являются потомками аланов, которые, по одной из версий, частично ассимилировали местные хатто-кавказские племена. Не случайно в языке осетин остались имена хеттско-хаттских богов. К примеру, хаттский Бог солнца «Истан» («истан» — клянусь, досл. пер. с осет. яз. Авт. — А.К.) до сих пор упоминается в клятвах осетин («Хуыцау-истаен» — богом клянусь, «мае фыды-стаен» — отцом клянусь, «заехх-ард-истаен» — клянусь клятвой земли. Авт. — А.К.).

Удивительный памятник алано-хаттского языкового симбиоза унаследовали венгры. В знаменитом венгерском героическом эпосе о вожде гуннов Аттиле упоминается легендарный скифский меч бога войны «Иштан кард» («ишт кард» — обнаженный меч, досл. пер. с осет.яз. Авт. — А.К.), что по логике означает «меч бога солнца» — возможна ассоциация с радугой, которая возникает под влиянием солнца — по аналогии меча Батраза в Нартском эпосе. В настоящее время об этом мече поется в самой популярной венгерской песне «Иштан кардья» — тяжелый рок. Подобный пример наличествует с ассирийским богом войны, плодородия и женщин «Истаром». Этот бог был заимствован хетто-хаттами, упоминания о котором прослеживаются и в осетинском языке. (Так, в молитве всевышнему осетины до сих пор в качестве словосочетания неосознанно употребляют его имя, обращаясь как «Ыстыр Хуыцау». В данном случае слово «Ыстыр» (ныне осознается как «великий»), скорее всего, в дохристианские времена у осетин означало имя бога войны Истар, или Астарта — греческий аналог. Авт. — А.К.) Отсюда же, возможно, произошло осетинское «хистаер» (старший или почетный тамада за молитвенным столом. Последний не всегда являлся старшим по годам — скорее по авторитету, что означало его божественную избранность («Дзуары лаег» — божий избранник, осет.яз. )

Уместно упомянуть об уникальных скульптурных памятниках хеттской цивилизации под открытым небом в Каппадокии, сохранившихся до настоящего времени в нынешней Анатолии. Нет ни единого здравого аргумента против того, что почти две тысячи лет тому назад аланы знали о существовании в прошлом хеттской цивилизации тысячелетней давности. И то, что Святой Георгий, явившись у Священной рощи среди алан, не образно, как полагают современники, а в реальности мог представиться потомком хеттов, также возможно, как возможно и то, что современный осетин мог бы себя позиционировать в качестве потомка аланов при встрече с венгерскими ясами, считающими себя теми же потомками алан, чье государство закончило свое существование почти тысячу лет тому назад. Примечательно то, что даже нынешнее поколение, проживающее в Турции на территории, где расположены памятники хеттской цивилизации, гордится своей косвенной идентичностью с этим древним народом, и это — лишний факт в подтверждение высказанной идеи. Тем более понятно, что к концу 3 века н.э., во времена жизни Георгия Победоносца, коренное население Каппадокии не сильно изменилось со времен хеттской цивилизации.

Исследователи отмечают, что природные условия, изолировавшие Каппадокию как от Черного моря, так и от южного берега Малой Азии, и предоставлявшие неудобные пути сообщения с западным берегом, «законсервировали» Каппадокию, задержали и замедлили ее развитие. Хотя за время правления греков и римлян провинция успела эллинизироваться, но высшая греческая культура, однако, не проникла в страну, что доказывается весьма незначительным количеством античных развалин и надписей. Эллинизация чуть затронула высшие круги общества, но масса населения сохранила родной язык и быт. Наряду с официальным греческим языком продолжал применяться арамейский, бывший официальным со времен ассирийского владычества в Передней Азии.

Вот что об этом пишет известный историк А. Ранович: «Роль городов и городской жизни в Понте и Вифинии на территории Каппадокии до их включения в состав римского государства была не всюду одинакова. Понт представлял отсталую страну, населенную в некоторых местах еще варварскими племенами. В горах восточной части Понта, прилегавшей к Малой Армении и Колхиде, «все горцы — совершенные дикари, но больше всего — гепта-кометы; некоторые из них живут на деревьях и в башенках. Они питаются звериным мясом и желудями, нападают на путешествующих, спрыгивая на них со своих подмостков» (Str. XII, 3, 18). При описании Понта, Страбон чаще всего говорит об укрепленных местечках. В одном месте названо «тысячеселье» (XII, 3, 39). Помпеи распорядился разрушить «tppoupia», он же начал политику создания городов греческого типа в Понте. Таким образом, даже после Митридата VI, за исключением районов прибрежных городов, втянутых в морскую торговлю, и древних греческих колоний, Понт представлял еще полуварварскую страну с «нерасчлененным единством города и деревни» по типу неразвитых древневосточных обществ». (Ранович А. Восточные провинции Римской империи в I вв., ПОНТ И ВИФИНИЯ)

Здесь уместно высказаться о некоторых словах в осетинском языке, подтверждающих, возможно, образ жизни этих аборигенов. Так люди, живущие в лесу, в осетинском языке означают «хъаедд-аг». А неизвестные языки, на которых умели разговаривать только избранные, обозначаются как «хати-аг аевзаг». Как видим, здесь с незначительной допустимой разницей явно присутствует корень «хатт». Как уже было ранее сказано, есть версия о том, что осетинский этнос возник в результате ассимиляции аланами местного кавказского населения, являющегося, как и адыги, потомками хеттско-хаттских племен. Отсюда, возможно, у осетин существует схожая с адыго-абхазами культура — песни, пляски, одежда. Не исключена и некоторая общая заимствованность образа Святого Георгия из хаттско-хетской истории в героический эпос о нартах и т.д.

Нарт Сослан, или Сосруко, к примеру, из эпоса осетин, адыгов и абхазов, предки которых в одно время имели возможность знакомства с Георгием Победоносцем, есть прототип этого святого христианского мученика, подвергнутого пыткам через колесование, что соответствует в сказаниях убийству героя нартов «Колесом Балсага». (Авт. — А.К.).

В подтверждение сказанному не лишним будет привести тот факт, что в Византии, к примеру, на территории которой располагалась Каппадокия, Георгий Победоносец считался покровителем воинов, землепашцев (имя Георгий происходит от греч. слова ΥεωρΥός — земледелец) и, особенно, пастухов. Историк древности Георгий Сфрандзи прямо называет Георгия «освободителем пленников» (Sphrantzes. Hist. 19. 1). Не менее важно указать, что в Каппадокии великомученик почитался как защитник путешественников! Точно так же Святой Георгий почитается в Осетии. Таким же он представляется и у соседних народов — адыгов и абхазов.

В народном представлении сложился образ строгого и справедливого святого (Χαλκιᾶ-Στεφάνου. Σ. 62). В Греции в праздник этого святого 23 апреля проводились крестные ходы с иконой Георгия, вокруг полей устраивались скачки на лошадях (в память «чуда о змии»). Закалывался посвященный великомученику агнец (айгеоргитис), кровью которого священник смазывал крестообразно лоб и щеки детей.

Итак, Георгий Победоносец мог представить себя потомком хеттов для аланов и адыго-абхазов (синдо-миотов), которые жили всегда рядом по причине частичного общего родства с хаттами.

Опережаю естественный вопрос читателя: где же доказательства присутствия Святого Георгия на земле предков осетин и в местности Священной рощи Хетага?

А теперь — самое важное. Они, эти свидетельства, найдены и впервые представляются в печати.

Вашему суду предлагаем следующие исторические факты, связанные с деянием Святого Георгия.

Материал, с некоторыми авторскими пояснениями, любезно предоставил нам игумен Иосиф (Марьян), настоятель храма Иконы Казанской Божьей Матери в с. Ильинка Володарского района Астраханской области (http://uspenskiysobor.narod.ru/html/7_2_11.html).

В Иверии и на Северном Кавказе ходит предание о пребывании в этих землях великомученика и победоносца Георгия. Само современное название Иверии — Грузия (Георгия) — связано с его именем. Почитание этого святого угодника в Иверии было столь велико, что соседние народы стали называть Иверию Георгия. В более поздние времена арабы переделали Георгию на свой лад — Гюрджи (На арабском георгий победоносец зовется «Гюрджи». В осетинской речи, что примечательно, Грузию до сих пор называют «Гурзы». Авт. — А.К.), от чего в русском языке появилось название Грузии.

Но вернемся к преданиям.

В соответствии со средневизантийской агиографической традицией Георгий родился (в 274 году н.э. Авт. — А.К.) в Каппадокии. Согласно «Истории рождения и детства», отцом святого был персидский воин Геронтий, а мать звали Полихрония. В интерполированном тексте Геронтий назван сенатором из Севастополя Армянского (в сев. части М. Азии), имевшим достоинства стратилата (командующего армией). Он был язычником, а Полихрония — христианкой. Мать воспитала Георгия в христианском благочестии. Когда Геронтий заболел горячкой, то, по совету сына, призвал имя Христа и исцелился. В других источниках сообщается, что, после мученической кончины отца, казненного за исповедание Христа, мать Георгия переселилась с сыном на свою родину в Палестину, где у нее были богатые имения недалеко от г. Лидды.

Как повествует его житие, они уже были благочестивыми христианами, почему и сына с ранних лет научили вере в истинного Бога. Как было принято в те времена, подобно своим сверстникам из знатных семейств, святой Георгий поступает на военную службу. Благодаря талантам полководца и беспредельному мужеству, он достигает в ней больших командных высот, затем — назначается на должность трибуна и командует легионом. Это очень ценит император, который приближает его к себе, оказывая ему всевозможные милости.

Согласно «Мученичеству», написанному Феодором Дафнопатом (византийский агиографический памятник), за отличное знание военного дела Георгий уже в двадцать лет был назначен начальником прославленной когорты инвиктиоров (непобедимых).

Во время войны римлян с персами (296 -297 гг.) Георгий выказал удивительную отвагу, за что был императором назначен комитом (спутником) — приближенным императора, сопровождающим его во время путешествий и получавшим содержание.

Его мать скончалась, когда ему было 20 лет, и он получил богатое наследство. Георгий отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения, но когда начались гонения на христиан, он, будучи в Никомидии, раздал имущество бедным и перед императором объявил себя христианином. Святой Георгий, узнав о решении императора, явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине». «Что есть Истина?» — повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина — есть Сам Христос, гонимый вами», — отвечал святой. Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести и принести, по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Его арестовали и стали пытать. После восьмидневных тяжких мучений в 303 (304) году он был обезглавлен.

(О реальности существования Георгия Победоносца и его мучительной казни свидетельствуют многие историки древности. Здесь приведу пример из Евсевия Кесарийского. «Когда впервые был оглашен указ о церквах [Диоклетиана], некий человек самого высокого по мирским представлениям звания, движимый ревностью о Боге и побуждаемый горячей верой, схватил указ, прибитый в Никомидии в общественном месте, и разорвал его на куски, как богохульный и нечестивейший. Это произошло, когда в городе находилось два властителя: один — самый старший и другой — занимавший после него четвертую ступень в управлении. Этот человек, прославившийся таким образом, выдержал все, что полагалось за такой поступок, сохраняя до последнего вздоха ясный ум и спокойствие.» — Евсевий Кесарийский. Церковная история. VIII.5. Авт. — А.К.)

Итак, согласно историческим источникам, до нас дошли некоторые подробности военных событий с участием Георгия Победоносца.

В 296 г. начинается война с Персией. В Армении, где происходят главные военные действия, святой Георгий вместе со своим легионом совершает трудный переход через горы и наносит неожиданный удар в тыл персидской армии, предводительствуемой шахом, и обращает ее в бегство. После чего император посылает Георгия в Иверию для подчинения союзного персам царя Мириана. Мириан призывает на помощь народ, обитавший на Северном Кавказе, в котором некоторые видят алан. Георгий встречается с полчищем этих людей и одерживает победу. В плен к нему попадает множество из этого народа, в том числе и их предводитель. Святой Георгий приводит пленников к императору, и тот приказывает их казнить. Узнав об этом, пленники в ужасе начали рвать на себе одежды, кричать, раздирая в кровь лицо и посыпая головы землею. В отчаянии они даже стали проклинать своих богов, которые не защитили их, предали в руки врагов. Видя их стенания, сердце святого Георгия сжалось от жалости к ним — народу, не знающему истинного Бога, по причине чего их ожидает вечный мрак и ужас после смерти. Подумав об этом, душа его загорелась пламенной ревностью помочь этим несчастным, вразумить их, поведать им об истинном Спасителе всего человечества — Господе Иисусе Христе. Он вышел к своим пленникам и начал проповедовать о Боге, который может спасти их, только Он и никто другой. Пленники от неожиданности перестали стенать и с изумлением слушали победителя, который должен был их предать смерти и вещал им о каком-то Спасителе, который может им помочь. Конечно, Георгий говорил больше о спасении их душ, но они почему-то уверились, что он говорит о спасении их жизней. Когда Георгий окончил речь, некто из них поднялся и сказал:

— Неужели твой Бог так силен, что может спасти нас из рук императора, которому ты служишь?
— Да, Он сильнее всех земных царей на свете, — говорил Георгий, — ведь это Он же поставляет их на царство, дает им народы в подчинение, и Он же отнимает у них власть и превращает их в прах, если они не следуют путям Его.
— Так попроси своего Великого Бога, — сказали пленники, — чтобы Он нас спас, и тогда мы поклонимся ему.

В ответ на это Святой Георгий встал на колени, возвел руки к небу и стал просить Господа снизойти своею милостью на этих несчастных людей, блуждающих в темноте и ищущих Его света, помочь им познать Его и стать Его верными рабами. Наутро Георгий отправился в стан к императору и просил его о помиловании этих пленников. Император Диоклетиан с утра был в хорошем настроении и поэтому отдал пленников в полное распоряжение трибуна. Георгий вернулся с радостною вестью к пленникам и объявил им волю императора. Пленники возблагодарили Великого Бога Иисуса и все вместе со своим предводителем просили крестить их. Креститься пожелали и иверийцы, находившиеся среди пленных, и многие солдаты из легиона Георгия. Бывшие на страже и охранявшие пленников, они слышали проповедь святого Георгия об истинном Боге, и, пораженные наутро чудесным известием, захотели так же стать христианами. Вскоре Георгию удалось найти иерея, и он крестил всех пленников и солдат. Освобожденные из плена с радостью возвратились на родину, везде возглашая на своем пути весть об истинном Боге Иисусе. Некоторые иверийцы за это были казнены царем Иверии, а также и за то, что не пожелали снова поклониться золотому истукану Армази, стоящему на горе рядом со столицей страны Мцхетом, еще и плюнули на него.

После столь дивных событий святой Георгий был направлен императором Диоклетианом в Иверию, где он должен был обеспечить подчинение Риму этого государства, ставшего от него зависимым по договору с Персией. Святой Георгий много молился Господу Иисусу и пречистой Матери Его, прося просветить этот дикий и неразумный народ. И Господь внял его молитвам. Вскоре по его стопам явилась в Иверию его двоюродная сестра — равноапостольная Нина. Существует предание, что Георгий воздвиг на одной из гор вблизи Мцхета Святой Крест — там, где был его военный лагерь. Ныне на сем месте расположен город Тбилиси.

Кроме умиротворения Иверии, святому Георгию было также поручено войти в сношения с северокавказскими племенами — аланами или ужиками (скорее всего, аланами и адыгами, авт. — А.К.). Трибун без страха предпринимает шаг, на который до него не решался ни один из римских военачальников. Он переходит через Кавказский хребет, через узкий проход Каспийских ворот (Дарьяльское ущелье) и попадает на землю алан.

(Скорее всего, был выбран другой, более безопасный путь, которым могла стать расположенная недалеко от Дарьяла Военно-Осетинская дорога, т.к. по ней можно было идти круглый год — она была без снежных завалов и не такой высокогорной, как в Дарьяльском ущелье. Кроме того, при переходе большого числа римских солдат нужны были проводники, которыми, по известной причине однородности, могли быть только аланы. Что же касается названий этих аланских стратегических дорог и форпостов, то их имена часто путались историками древности. Авт. — А.К.)

Здесь Георгий находит прежних своих пленников, а ныне христиан, которые беспрепятственно водили его по всем областям своей страны. Ему удалось найти великую святыню — икону Божией Матери, оставленную святым апостолом Андреем, которую во время гонений христиане спрятали в горах. Святой Георгий построил храм, где поставил эту икону.

(Не исключено, что старинные развалины Зругского храма близ сел. Нар, Реком в Цее, «Юс-Дзуар»(«Авд Дзуар») или Нузальская часовня в Нузале и моздокский храм, где по преданию хранилась моздокская икона Божьей Матери в Северной Осетии, могли бы быть одним из этих храмов. Несмотря на сравнительно недревние средневековые даты их постройки, как мы знаем, зачастую на месте старых церквей строили новые. И, конечно, в связи с расположением центра аланской цивилизации в Донбае, не менее достойными были храмовые места в Карачаево-Черкесии. Кроме того, если римляне во главе с Георгием прошли из Грузии к аланам через Кавказский хребет по Военно-Осетинской дороге, то Святая роща Хетага могла оказаться точно на пути их следования. И тогда, сразу после трудной горной экспедиции, именно здесь, в живописной местности, и могла состояться встреча Георгия Победоносца с теми аланами, которые ранее были им освобождены из плена. Тогда становится ясным ответ на вопрос: что за важное событие могло произойти в Святой роще Хетага и почему оно осталось в памяти народа? А событие могло быть следующим. Святой Георгий, как и другие известные проповедники (например, Андрей Первозванный), совершал проповеди именно в местах массового отправления культа язычников. Поэтому он, возможно, и явился в Роще Хетага, как и говорят по сей день в преданиях, и предстал как освободитель алан. Именно по этой причине ему, по всем существующим моральным правилам, должны были молиться о спасении, прося защиты и освобождения также, как он спас от смерти и освободил их соплеменников алан и их соседей адыгов из плена. У современных осетин, кстати, примерно такая же форма молитвы. Только, как мне кажется, произошла некая подмена. То есть имя Святого Георгия, прозванного аланами Хетагом из-за его принадлежности к потомству хеттов, в последствии отделили от его псевдонима. Именно поэтому в дни празднования в Осетии молят Святого Георгия, чтобы он помог им, как он помог спастись от смерти православному Хетагу, которого преследовали иноверцы. То есть спасение Хетагом, возможно, подменилось спасением Хетага. Авт. — А.К.)

После чего он просил патриарха Иерусалимского прислать аланам епископа, иерея и диаконов. Неизвестно, прибыли они сюда или нет, но известно, что в начале IV века иерусалимский Патриарх Ермон (или Герман) разослал в разные страны для евангельской проповеди епископов. Двое из них, Василий и Ефрем, прибыли в Херсонес Таврический (в Крыму), что совсем рядом с землями алан. От алан, опять-таки, через своих спутников-христиан, святой Георгий попадает в страну гуннов, лежавшую к востоку от них, вдоль Гирканского моря (Каспийского). Страна гуннов представляла собою союз племен, подчинявшихся главному правителю из племени гуннов. С юга на север располагались племена варсиков, хазар, болгар, или анациров, савиров, и, наконец, самих гуннов. Ставка главного из правителей располагалась в Нижнем Поволжье.

Святой Георгий проделал путь от юга, от реки Аландан (Терек), до реки Раа, которая была переименована гуннами в Итиль. Побывав в ставке главного князя, или кагана, гуннов, Святой Георгий подарками и щедрыми подношениями склонил его к союзу с Римом. Находил он здесь и христиан, хотя они во многом забыли основы веры и стали почти язычниками, но крепко верили в силу Креста Господня, почему и наносили его татуировками на лоб. Святой Георгий склонил немалое число людей ко Христу в этих краях, особенно в землях Дагестана, где до сих пор помнят его и даже показывают его могилу, хотя она и придумана была жителями из великой любви ко святому.

Источники. В связи с особым почитанием Георгия существует большое число вариантов жития («Мученичество») святого. В течение долгого времени наличествовали 2 группы жизнеописаний Георгия — каноническая и апокрифическая. Древнейшим представителем апокрифической группы является Венский палимпсест (BHG, N 670), относящийся к V в. «Мученичество Георгия» (Passio Georgii) упоминается в числе апокрифических произведений в т. н. Декрете папы Геласия (ранняя редакция кон. V — нач. VI в.). Папирусные фрагменты «Деяний Георгия» (Нессанские отрывки) VI в. были найдены в 1937 г. в пустыне Негев в Палестине (Casson, Hettich. P. 128-142).

В статье также использовано и переработано большое количество материалов историков древности. Наибольший интерес среди них представляют:

— Евагрий Схоластик. «Церковная история»
— Феодор Дафнопат. «Мученичество»
— Евсевий Кесарийский. Церковная история.
VIII.5.

Редакция газеты «Народы Кавказа» выражает огромную благодарность игумену Иосифу (Марьяну), настоятелю храма Иконы Казанской Божьей Матери в с. Ильинка Володарского района Астраханской области за предоставленные редкие материалы из жизнеописания Святого Георгия Победоносца.
Зная о большом вашем вкладе в исследование истории христианства на Руси, желаем вам больших успехов в творчестве на благо нашей великой Родины, а также просим Всевышнего дать вам крепкого здоровья на радость всем вашим близким!

(Из серии статей об истории происхождения осетинского праздника, Дня Святого Хетага («Хетаеджы Бон») — «Кто Он, Святой Хетаг?». Автор Артур Коцоев, начало в №9, 2010 г., газета «НК»).