Осетинский пантеон: Фалвара

Осетины о кротком, благожелательном человеке с уважением говорили, что он милостив как Фалвара. И это неслучайно. В осетинском пантеоне покровителя мелкого домашнего скота, главным образом овец, называли самым добрым и щедрым. В нартском эпосе Фалвара, как и другие божества осетин, — участник нартовских пиршеств. Именно он подарил нартам быков, которых те использовали во время пахоты, и научил их магическим словам, оберегавшим стада нартов от волчьих нападений. Фалвара обычно изображается в образе человека, «но без левого глаза, который ему выбил Тутыр (покровитель волков), чтобы дать возможность своим волкам незаметно подкрадываться с левой стороны к стадам, охраняемым Фалварой».

Особым почитанием божество пользовалось у наших предков. В народном календаре праздник в честь Фалвара отмечался два раза в год. Первый раз весной — во вторник после пасхальной недели, а второй — в конце лета, перед стрижкой овец. Удивительно, но и день христианских святых Флора и Лавра, считавшихся покровителями домашнего скота, тоже приходился на 18 августа. (По мнению исследователей, Фалвара — это искаженное название христианских святых Флор и Лавр). До этого праздника никто не осмеливался подносить к огню молоко, сыр или сыворотку. Достаточно вспомнить, какое важное место в хозяйстве осетин занимало овцеводство. Разведение овец происходило в рамках отгонно-пастбищной системы. Летом овец содержали на высокогорных пастбищах, а зимой перегоняли в предгорные долины.

Осетины возносили молитвы божеству, и просили его охранять и приумножать домашний скот:

« О, Бог Богов!
Тобою созданы мы и скот наш.
Ты наделил Фалвару овцами и счастьем,
Надели ими нас.
О, Фалвара».

В честь небожителя в жертву приносили барана, первого родившегося в стаде в текущем году, жертвоприношение совершалось исключительно в загоне для скота. И в дни Фалвара обязательно готовили дзыкка, а из всего молока, имеющегося в доме, делали один сыр и подношение пастухам, «на ежегодных праздниках в честь Фалвара, которые отмечались …устройством общесельских пиршеств у его святилищ, запрещалось принесение в жертву животных. На этот праздник от каждого дома селения приносили три пирога, молочные продукты, араку или пиво». В ночь Фалвара осетины проводили магические обряды, во избежание сглаза скотины, ее прогоняли через зажженный огонь и привешивали к ней различные амулеты из железа. В народном календаре половина мая и первая половина июня именовались Фалвара.

Существует непосредственная связь между божеством Фалвара и культом барана у осетин. В горах Осетии до сих пор имеются святилища в честь животного — Фыры дзуар, к святому барану шли на поклонение бездетные женщины, здесь молились в дни свадеб о рождении здоровых мальчиков. И, по замечанию Л.Чибирова, «культ барана получил такое развитие среди осетин, что предметом почитания стали даже отдельные части. В горной Осетии в прошлом редко встречался дом, на стене которого не висела бы голова барана с его рогами (их вешали с магической целью). Как и у многих народов, у осетин гадание по овечьей лопатке также было популярно. Широко распространен у осетин орнамент в виде головы барана и его рогов…В Новый год из теста пекли изображения домашних животных, среди которых преобладали фигурки баранов».

В Осетии и сегодня — это самое распространенное жертвенное животное, хотя его тотемические корни уходят еще скифо-сарматские и аланские времена. Но отголоски
культа барана сохранились в верованиях современных осетин, например, понятие Фарна связано так же с культом этого животного. И не удивительно, что баран в пантеоне осетинских божеств находится под патронажем самого Фалвары, которому издревле молились наши предки:

«Светлый дзуар Фалвара,
Слава тебе!
Пусть с радостным сердцем
Ходит по счастливым дорогам тот,
Кто пасет скот, дарованный тобою»…

Фатима Найфонова

На фото: иллюстрация Давида и Валана Харебовых к «Нарты Сау Рувас»