Колонка редактора
Каждый год в декабре мы традиционно отмечаем день рождения выдающегося осетинского ученого, лингвиста Василия (Васо) Ивановича Абаева. Он прожил яркую, насыщенную работой и событиями жизнь. И эпоха его была долгой, целый век, ведь он прожил 105 лет! От царя Николая II до генерального секретаря ЦК КПСС М.Горбачева.
С статьями В.Абаева был знаком сам Иосиф Сталин, который в работе над своими книгами использовал наработки осетинского ученого. Это однажды спасло Василия Ивановича от репрессий, жертвой которых он едва не стал благодаря своим научным оппонентам и независимому характеру.
Васо, к слову, был очень не похож на стандартного ученого. Каждый ученый муж ставит перед собой цель на пути к вершинам научного признания: кандидат наук — доктор наук — академик. Каждая научная ступень обычно преодолевается после защиты диссертаций. Дело это непростое, требует много хлопот и нервов. Знаю это по своему опыту. Однако сам Василий Иванович не защитил ни одной диссертации (!), все научные степени ему были присвоены на основе редчайшего исключения, как признание его неоценимого вклада в большую науку.
Сегодня в газетах и по телевидению, в социальных сетях в Интернете мы можем познакомиться с воспоминаниями людей, знавших его близко. Скажу несколько слов и я. Василия Ивановича Абаева я несколько раз видел во время его приездов в Цхинвал, когда он встречался со студентами Юго-Осетинского педагогического института.
Часто ученый отдыхал и в Боржомском санатории в Грузии. Прилетал он в Тбилиси на самолете, а оттуда на поезде добирался до г.Боржоми.
В тбилисском аэропорту его каждый раз встречали грузинские ученые-языковеды, для которых В.Абаев был непререкаемым авторитетом и недосягаемой величиной. Ведь, несмотря на то, что в Грузии были десятки авторитетных лингвистов, до сегодняшнего дня так и не создан этимологический словарь грузинского языка. Это работа отдельного научного коллектива, целых институтов, а здесь такой труд для осетинского языка смог совершить всего один человек. Поэтому от трапа самолета до подножки железнодорожного вагона Васо сопровождали его грузинские коллеги.
Железнодорожный путь пролегал через пограничный с Южной Осетией г.Гори, и представители югоосетинской интеллигенции приезжали на железнодорожную станцию, чтобы поприветствовать ученого. Так как кроме профессоров и докторов наук обычно на такие встречи забирали и студентов-активистов, то и мне один раз удалось оказаться в числе встречающих.
Поезд стоял недолго, но, тем не менее, Васо удалось пообщаться со своими коллегами из мира науки Южной Осетии. Общение, хоть и было коротким, однако отличалось живостью, с налетом легкого юмора. Тогда я впервые увидел, что Васо Абаев прост в общении и приветлив.
Мы все знаем Василия Ивановича как выдающегося ученого, патриота Осетии, но практически ничего не известно о нем как о человеке. Были ли у него предпочтения в одежде, музыке, живописи, в еде? О чем он еще думал кроме лингвистического анализа, суффиксов и приставок?
Имеющиеся сведения скудны, исследователи словно боялись, что описание бытовых сторон жизни Васо ненароком затенят образ великого ученого. Но без сомнения, и я в этом уверен, за холодным гранитом исследователя скрывался человек-пассионарий, жаждущий познаний и любящий жизнь. Ведь жить одной наукой целый век — это неимоверная пытка. Однако Василий Ианович Абаев всю жизнь оставался открытым для нового и интересного, умел радоваться жизни.
Васо Абаев для большинства из нас представляется исключительно в образе его памятника в Цхинвале — строгий, сосредоточенный, не отвлекающийся на радости жизни. Но если мы посмотрим на фотографию, которую мне удалось найти в фондах Национального музея, то убедимся, что Васо в душе остался все тем же осетинским юношей из горного селения, который укрощал жизнь, словно она порывистый скакун. Согласитесь, образ Васо на коне несколько отличается от хрестоматийного образа признанного ученого.
Долголетие Васо Абаева доказало, что долго живут не только горцы, но и люди науки, которые практически не покидают свои рабочие кабинеты в окружении пыльных книг и рукописей. Возможно дело все же не в экологии, ежедневном пищевом рационе, а в состоянии души. «Очень важно жить без суеты. Суета изнашивает людей», — таково было понимание Василием Ивановичем жизни. И с этим нельзя не согласиться.
Газета «Южная Осетия»