У Южной Осетии есть все основания выйти из Женевских дискуссий

В октябрьском интервью газете «Южная Осетия» полномочный представитель президента Южной Осетии по постконфликтному урегулированию Борис Чочиев сказал: «Как только мы почувствуем, что ситуация на Женевских дискуссиях складывается не в пользу нашего государства, оттуда надо уходить».

Женевские дискуссии по безопасности и стабильности на Кавказе проходят под эгидой Евросоюза. Кроме ЕС, в числе организаторов дискуссий — ООН и ОБСЕ, о которой в Южной Осетии отзываются исключительно с довесками из непарламентских выражений.
Диалог с участием России, Абхазии, Южной Осетии, Грузии, США, Евросоюза, ООН и ОБСЕ длится с октября 2008 г.

Президенты России и Франции, Медведев и Саркози, отводили Евросоюзу доминирующую роль в укреплении стабильности и безопасности в регионе, вкладывали в договоренности оздоровляющий региональную политику смысл.

Естественно, разрядка напряженности и потепление политического климата невозможны без желания действовать во имя мира, без равноправного доступа участников дискуссий к повестке дня и без равностатустности, при условии отказа от односторонних решений и осознании необходимости совместных действий, основанных на международном праве. …А не политической конъюнктуре и неприкрытой тенденциозности.

К великому сожалению, именно эти черты стали визитной карточкой женевских дискуссий, последний раунд которых, 10-11 ноября с.г., прошел при возмутительном отношении организаторов диалога к Южной Осетии и бесспорным фактам. Последний раунд стал переломным, ЕС сделал заступ за черту, которую не должен был допускать!

На старте дискуссий Евросоюз маскировал ангажированность и заступничество за Грузию, но в последнее время он вырождается в правопреемника ОБСЕ, которая нанесла Южной Осети большой урон.

По целой сумме оснований видна эволюция политики Евросоюза в сторону необъективности, преступного игнорирования очевидных фактов и открытой симпатии Грузии.

В 90-х годах отношение Запада и официальной Европы к Южной Осетии было более теплым.

Начались дискуссии, как отметил Борис Чочиев, попытками провести мини-митинг в поддержку задержанных грузинских подростков.

Естественно, заводилой выступала грузинская сторона. «Хотели даже организовать мини-митинг с подачи грузинской делегации. А в этом их хотели поддержать сопредседатели дискуссий», — уточнил полпред президента РЮО. Сопредседателями дискуссий, напомню, являются: от ООН Йохан Вербеке; от ЕС Пьер Морель и от ОБСЕ Харалампос Христопулос.

Это не удивительно. Как отметил Борис Чочиев, «напротив нас сидят представители тех организаций, которые против нас, и они этого не скрывают».

Тем более, что сидящий напротив делегации Южной Осетии глава грузинской делегации Бокерия недавно в интервью «Коммерсанту» на вопрос Ольги Алленовой: «Вы по-прежнему считаете, что участие грузинских вооруженных сил в этом конфликте было оправданным? И не было других вариантов?» ответил: — «Каких, например? Другие варианты были либо капитуляцией, либо безответственной ошибкой и с военной, и с политической точки зрения. Для людей, которые жили на этой шахматной доске, называемой Южной Осетией, ввод грузинской армии был спасением — это помогло им бежать. Что с ними было бы иначе — неизвестно. Они были заперты в этом мешке, их обстреливали круглые сутки, тут даже не о чем было рассуждать…»

«Выходит, что никакое примирение с РФ невозможно?» —
А какое может быть примирение, если твое существование не признается в принципе?»

А если существование Южной Осетии не признается в принципе Грузией, а также ООН, ОБСЕ, ЕС и США, то насколько продуктивен такой диалог?

Он больше напоминает диалог африканца, прославляющего знойную жару и эскимоса, любящего китовый жир и ледяную стужу.
Как бы замглавы российского МИД Григорий Карасин не выражал оптимизма о перспективах дискуссий — однозначно, этот диалог не имеет перспектив.

Тем более, что сам Карасин недавно сказал, отвечая на вопрос о встречах с грузинскими дипломатами в рамках дискуссий: «У меня после этих контактов остается чувство горечи и досады. Наши отношения могли бы быть совершенно иными»…

Нетрудно понять, что «чувство горечи и досады» вызваны не принципиальной позицией грузинской делегации, сколько, скорей всего, человеческими качествами и элементарным поведением.

Свою лепту в урегулирование «вносят» и наблюдатели ЕС. В свое время нашумевшее заявление сделал руководитель миссии наблюдателей ЕС Хаббер: «Мы здесь для того, чтобы не допустить признания Южной Осетии». На понятном языке это означает конструирование кризисных и конфликтных ситуаций в зоне безопасности, с целью последующего обвинения Южной Осетии в преступлениях, и как следствие, создания негативного имиджа нашей республики.

По словам Бориса Чочиева, «наблюдатели ЕС хотят организовать возвращение людей домой», и пояснил, что в населенном пункте Церовани, недалеко от Ленингорского района построено 3 тыс домов для «пострадавших» жителей Ленингорского района.

Деньги на строительство, в размере 1 млрд долларов, выделили США. И наблюдатели ЕС хотят организовать возвращение жителей в Ленингорский район, а их место в домах Церовани займут военные и фактически этот городок превратится в военную базу.

Особняком стоит задержание силовиками РЮО малолетних злоумышленников из грузинского села Тирдзниси, прокравшихся на территорию республики с взрывчатыми веществами.

Не осталось в Европе политика, не осудившего задержание подростков.

В стороне не остался и Евросоюз. Как всегда бескомпромиссен к Южной Осетии спецпредставитель Евросоюза на Южном Кавказе Питер Семнеби: «Факт похищения подростков является очень возмутительным. Мы надеемся, что инцидент разрешится», — прокомментировал ситуацию шведский дипломат.

Тот факт, что он назвал Южную Осетию и Абхазию оккупированными территориями Грузии — само собой разумеющийся факт. За это их никто и никогда в Южной Осетии не журил. А вот комментарии Семнеби в июле 2008 г. по поводу похищения грузинами 14-летнего цхинвальского подростка Петраченко: «Поскольку я не имел возможности познакомиться с деталями, я могу сказать только в общих чертах. Могу дать общую оценку об инцидентах, которые имели место. Тот факт, что инциденты сейчас наблюдаются чаще, это нас очень и очень беспокоит. Поэтому первоочередная задача — снижение напряженности и температуры, создание мер по установлению мер доверия».
Судьба Петраченко мало волновала и другого политика, Хайки Тальвитти, который, будучи спецпредставителем ЕС на Южном Кавказе в 2008 г., на вопрос автора этих строк — «Как вы прокомментируете похищение грузинской стороной 14-летнего мальчика Петраченко»? — ушел от ответа и равнодушно произнес: «Конечно, ситуация очень и очень сложная, и реакции очень сильные. И я думаю, что это важно через прямые контакты работать, чтобы напряженность немножко спала…»

Остается только удивляться — куда делись решительность, благородный гнев, возмущение европейских политиков в случае с похищением югоосетинского подростка, демонстрируемые при задержании югоосетинской стороной грузинских преступников?

При похищении граждан РЮО европейцы вдруг оказываются незнакомы с деталями, а при задержании граждан Грузии показывают поразительнейшую осведомленность, мобилизуя все политические ресурсы для защиты Грузии.

Заметьте, официальные европейские структуры в жесткой форме требуют от Южной Осетии освободить малолетних преступников, однако никогда международные организации — ООН, ОБСЕ и ЕС не были так категоричны с грузинской стороной.

Сопредседатель от ОБСЕ Харалампос несколько раз встречался с родственниками граждан РЮО, задержанных грузинскими силовиками. Однако в его речи не было сочувствия, конкретики и желания содействовать освобождению осетин…

И уж неприемлемым со стороны Евросоюза является игнорирование выводов комиссии Тальявини.

На последнем раунде дискуссий ЕС начал отходить от общепризнанных выводов комиссии. На это недвусмысленно намекнул полпред Чочиев. «Евросоюз, который учредил и финансировал эту комиссию, не делает выводов из результатов деятельности комиссий, не обсуждает итоги доклада и не выносит резолюцию. Доклад Тальявини прозвучал, а они хотят свести его на нет, постепенно отодвинуть с повестки дня», — обвинил Борис Чочиев Евросоюз.

Это отметил и Карасин: «Любопытно, что доклад, который готовился без малого год, сейчас почему-то наши западные партнеры пытаются стыдливо задвинуть».

По словам Чочиева, Евросоюз ждал других итогов доклада. С этой целью делегация РЮО на 9 раунде подготовит проект резолюций участников дискуссий для ЕС. В проекте, заметил Чочиев, укажут на непонятное дистанцирование ЕС от доклада комиссии.

Следует учесть, что комиссия Тальявини — не команда волонтеров, энтузиастов-тимуровцев, а экспертная группа, с конкретными целями и полномочиями, в которую вошли историки, юристы, дипломаты, военные.

Организовал и финансировал комиссию Евросоюз!
И Евросоюз не имеет права дистанцироваться от выводов собственной комиссии.

В качестве ответной меры Южная Осетия обязана покинуть дискуссии, ставящие нашу республику в заведомо ущербное положение.

Нужно не резолюции принимать и отмечать нелицеприятные действия ЕС, а ставить условия. В свое время СКК и Смешанные миротворческие силы, во главе с провалившим миротворческую операцию генералом Кулахметовым, переквалифицировавшимся в дипломата, так же увлеклось собранием сочинений о нарушениях Грузией положений и решений СКК, не влияя на ситуацию предметно. К чему это привело, известно всем…
В рамках дискуссий России, Южной Осетии и Абхазии приходится нелегко, на них нередко оказывается давление, что отмечают югоосетинские политики. Это естественно, ведь по другую сторону баррикад окопались пять противников — ООН, ЕС, ОБСЕ, США и Грузия.

Фактически это тот формат, на котором настаивали Грузия и США задолго до августа 2008 г. Грузия добивалась интернационализации переговорного процесса, что, следовательно, влекло интернационализацию миротворческой операции. В условиях численного превосходства, Южной Осетии естественно следует осознавать свои возможности и не рассчитывать на успехи в дискуссиях.

Разве можно переиграть ООН, ЕС, ОБСЕ, США, — политические силы, развалившие СССР?! Чтобы создавать противнику проблему, нужно иметь предмет для торга. А чем мы располагаем мы? Поэтому опасно углубляться в дискуссии и расширять повестку дня. Актуализацию дискуссий надо минимизировать.

Но кое-что в копилке здравомыслящей части дискуссий имеется. Это переформатирование дискуссий с двух уровней до одного уровня, с разноуровневости на РАВНОУРОВНЕВОСТЬ.

Изначально дискуссии планировалось проводить без участия Абхазии и Южной Осетии, их хотели приглашать после встреч России, США, Грузии, ООН, ОБСЕ и ЕС и информировать.

В знак протеста против пребывания РЮО и Абхазии во втором эшелоне, делегации этих республик покинули зал заседаний, чем спутали карты организаторам дискуссий. С тех пор дискуссий проходят в равноправном формате. Но вспомним, помогло ли Южной Осетии то, что в рамках СКК она была международно-признанной и равноправной стороной в переговорном процессе…?

Складывающая на дискуссиях картина и политика ЕС по отношению к Южной Осетии диктуют руководству и внешнеполитическому ведомству применение новых стандартов реагирования. Нам, в сообществе с Россией и Абхазией, не удастся принудить организаторов дискуссий к сотрудничеству потому, что должна быть общая заинтересованность в достижении стабильности и безопасности. Заинтересованы ли Евросоюз, ОБСЕ и США в безопасности в регионе? Сомнительно.

Вспомним, какой шквал негодований вызвало подписание Россией договоров с РЮО и Абхазией об охране границ. Ведь это было соглашение фактически о безопасности и недопущении инцидентов на границе! Эмоции не скрывали Евросоюз, НАТО, Госдеп США, МИД Франции, Чехии и других государств Европы. Все в один голос утверждали, что «это решение не в интересах долгосрочного мира и безопасности в регионе». Хотя именно после того, как российские пограничники заступили на охрану границ Южной Осетии, оперативная ситуация стабилизировалась.

Так что Евросоюз пока не в состоянии осмыслить политические реалии и переварить признание Южной Осетии. Оздоровление политической ситуации вокруг Южной Осетии, ее внутреннее сосредоточение по укреплению государственности заставляют нервничать тех, кого устраивает конфронтационная политика, и кто поощрял в грузинах враждебный менталитет.

Евросоюз и ОБСЕ по-прежнему мыслят инстинктами и предрассудками времен территориальной целостности, которую, кстати, не забывали обходить стороной в своих интересах.

В этом смысле глупо искать формулу решений конфликтов и кризисных ситуаций с игроками, которые и являются авторами конфликтных ситуаций.

Тем более, что ЕС отошел от объективности и не скрывает прогрузинской ориентации.

На совместном брифинге послов стран ЕС и главы МИД Грузии Вашадзе посол Швеции, председательствующей в ЕС, Олаф Скуг заявил: «ЕС хорошо понимает, перед какими вызовами сегодня стоит Грузия и для оказания ей помощи мы приложим все усилия».

Тем самым, Евросоюз не принимает во внимание озабоченности Южной Осетии и использует все ресурсы для усиления Грузии.

В этой ситуации политика Южной Осетии должна быть адекватной, используя соответствующие российские ресурсы, в т.ч. военные и должна приложить усилия, чтобы решать вызовы.

Вообще Южной Осетии не следует зацикливаться на женевских дискуссиях. Надо включаться в орбиту международных отношений. Почему бы нам не создать другой формат, с участием друзей Южной Осетии — Никарагуа и Венесуэлы и стран движения Неприсоединения?

Они не являются даже косвенными участниками событий августа 2008 года, как и США. Тем не менее, Вашингтон участвует в женевских дискуссиях. ЕС до августовских событий тоже не имел полномочий участвовать в процессе урегулирования, но проявлял пристальный интерес к ситуации и осуществлял конкретные действия и реализовывал программы. В этом смысле, мы имеем право, как признанное государство и полноправный субъект международного права и международного общения, использовать другие ресурсы, отвечающие нашим интересам. А коль скоро комиссия ЕС признала, что агрессором была Грузия, ее участие в дискуссиях вызывает большое удивление. Это все равно как, если бы на конференциях в Потсдаме и Ялте после Второй Мировой войны за столом переговоров сидела делегация Германии.

Равно как необоснованно в дискуссиях и участие США.

Учитывая вышеприведенные факты и предгрозовое состояние, у Южной Осетии есть основания выйти из Женевских дискуссий.

Ситуация, о которой говорил Борис Чочиев, сложилась и сейчас самое время уходить из дискуссий.

Европа, как показывают реалии, далека от объективности и желания принести мир на Кавказ.

Евросоюз имеет рычаги давления на Грузию и в состоянии на нее воздействовать. Однако из архитектора европейской безопасности Евросоюз, как и ОБСЕ, вырождается в конструктора кризисных ситуаций.

Почему-то на территории Европы, кроме России и бывшей Югославии не было ни одного крупного межнационального конфликта, вооруженных столкновений на национальной почве.

Выход из Женевских дискуссий не нанесет никакого урона Южной Осетии потому, что ее участие в европейской политике весьма и весьма скромно, мягко говоря.

А во-вторых, демарш Южной Осетии вызовет резонанс и привлечет к проблеме широкое общественное внимание. Более того, пострадает репутация ЕС. Развалом дискуссий мы минимизируем актуализацию югоосетинского вопроса и постепенно сведем на нет ее остроту.

По большому счету, благополучие Южной Осетии зависит не от женевских дискуссий, а от нашего внутреннего сосредоточения, честности, от умения грамотно использовать российские ресурсы, выделенные для восстановления республики.

ОСРАДИО, Александр КЕЛЕХСАЕВ