Перспективы армяно-турецкого сближения и его последствия

Вопрос установления армяно-турецких отношений находится в центре внимания не только региональных, но и внерегиональных центров сил, что объясняется связующей ролью нашего региона, как в направлении «Запад-Восток», так и в направлении «Север-Юг».

Мировые акторы осознают, что разрешение этого вопроса будет иметь не только экономическое значение для Армении и Турции, но и приведет к весьма существенным геополитическим и геоэкономическим сдвигам как в кавказском, так и в соседних с ним регионах.

Примерами повышенного интереса по отношению к этой проблеме является политика Москвы, Вашингтона и Брюсселя, которые, исходя из собственных интересов, всячески стимулируют переговорный процесс между Арменией и Турцией.

США и ЕС надеются после открытия армяно-турецкой границы вывести из экономической орбиты Армении Россию, а заодно и Иран.

Вместе с этим Вашингтон надеется, что после установления тесных армяно-турецких экономических отношений обесценится факт пребывания российской военной базы на границе двух государств.

Нелишне вспомнить, что после установления тесных грузино-турецких отношений объективно стал вопрос о смысле пребывания российских военных баз в Аджарии и в Джавахке.

Что касается России, то ее заинтересованность в открытии турецко-армянской границы заключается не только в установлении стабильности и безопасности в регионе, но и в более тесном сотрудничестве с Турцией в экономической сфере.

По этому поводу глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что открытие армяно-турецкой границы позволит реализовать поставки электроэнергии из Армении в Турцию и обеспечить железнодорожное сообщение между двумя странами.

Учитывая тот факт, что энергетически важные предприятия и железная дорога Армении (не говоря уже о других стратегически важных объектах) находятся под контролем России, можно предположить, что посредством Армении Москва намеревается еще более укрепить свои экономические, а, следовательно, и политические позиции в Турции.

Что касается Анкары, то ее резкая активизация на кавказском направлении связана с новыми геополитическими реалиями, которые сложились после пятидневной войны на Кавказе.

Лавируя между Москвой и Тбилиси, Анкара была вынуждена предложить так называемую Платформу стабильности и безопасности на Кавказе, и на фоне антироссийской истерии это предложение было до того положительно оценено Россией, что последняя «забыла» зачислить Турцию в список основных стран, поставляющих вооружение в Грузию.

Получив одобрение от Москвы по вопросу своей позиции к российско-грузинскому конфликту, Турция идет на подписание Цюрихского протокола и сразу же после этого заявляет, что установление турецко-армянских отношений возможно лишь после разрешения карабахского конфликта.

Однако сразу же после выдвижения такого предусловия Турция получила отпор, как от Вашингтона, так и от Москвы, заявивших, что не следует увязывать процесс установления армяно-турецких отношений с процессом мирного урегулирования карабахского конфликта.

Однако игнорируя позиции и США, и России, Анкара продолжает настаивать на увязке этих двух процессов.

Более того, после того, как Комиссия Конгресса США по внешнеполитическим вопросам проголосовала за резолюцию, осуждающую Геноцид армян в Османской империи, Турция прибегла к откровенному шантажу своего западного союзника.

Кажется, что эта ситуация на руку Москве, однако учитывая, что в заявлениях турецкой стороны звучат угрозы срыва как процесса установления армяно-турецких отношений, так и процесса урегулирования карабахского конфликта, что чревато возобновлением военных действий со стороны Азербайджана, поддержавшего позицию Турции, — следует считать, что этот шантаж направлен не только в адрес Армении, но и в адрес ее стратегического союзника России, которая больше других стран заинтересована в стабильности пограничного с ней региона.

В этом контексте становится понятной озабоченность тех аналитиков, которые полагают, что провал армяно-турецких переговоров может привести к возобновлению военных действий в Нагорно-Карабахской Республике.

А теперь представим другой, на наш взгляд, более маловероятный вариант, а именно, что до урегулирования карабахского конфликта Турция откроет свою восточную границу.

В этом случае, Турция, до сих пор не имеющая никаких рычагов давления на Армению, обретет таковой.

Дело в том, что не трех миллионная Армения с ее слабой экономикой, а 70-миллионная Турция, входящая в двадцатку развитых стран обретет экономический, а, следовательно, и политический рычаг давления на Армению.

Когда для граждан Армении откроется самая короткая сухопутная дорога в Европу и у них появятся новые возможности по улучшению своего социального положения за счет приграничной торговли, когда в государственную казну начнут поступать финансы за счет товарооборота с Турцией и Европой, а для средних и крупных отечественных предпринимателей появятся новые перспективы по увеличению своего капитала, то в этих новых условиях следует ожидать не только смягчения позиций армянских властей по урегулированию карабахской проблемы, но и изменений, касающихся внешнеполитического курса республики.

Иными словами, экономическая зависимость от Турции чревата политической зависимостью Армении от своего западного соседа.

Став для Армении самым важным транзитным коридором, ведущим на Запад, Турция, будучи членом НАТО, станет посредником по дальнейшему укреплению и развитию взаимосвязей Армении с Североатлантическим альянсом.

Короче говоря, с Арменией может произойти то же, что произошло с Грузией. Кстати, о Грузии. В России бытует мнение, согласно которому власти Армении не в состоянии встать на защиту прав армян, проживающих в Грузии и, в частности, в Джавахке, так как связь Армении с внешним миром в основном осуществляется через грузинскую территорию.
И если Армения получит альтернативный выход в мир через Турцию, то следует ожидать ужесточения позиций армянских властей в вопросе Джавахка.

Однако, как нам представляется, если для Армении наряду с действующей грузинской дорогой откроется турецкая, то вряд ли следует ожидать ужесточения позиций Еревана по отношению к Грузии в джавахкском вопросе.

Дело в том, что, будучи не заинтересованной в усилении армянского фактора на своей северо-восточной границе, Турция, предоставив свою территорию по транзиту товаров в Армению, обретет мощный рычаг по недопущению любых попыток армянской стороны по защите прав и свобод своих соотечественников, проживающих в Грузии.

Таким образом, можно однозначно сказать, что пока США и Россия пытаются перетянуть на свою сторону Турцию, последняя попеременно играя на Вашингтон и на Москву, шаг за шагом укрепляет свои собственные позиции на Южном Кавказе.

Впрочем, начиная с советских времен до наших дней так уж повелось, что в кавказской политике Турция всегда геополитически обыгрывала Россию.

Это, прежде всего, связано с тем, что Турция в отличие от нынешней России не потеряла традиционную политику по укреплению в регионах которые сами турки называют «тюркским поясом полумесяца».

Начиная с Балкан, заканчивая Средней Азией и Северной Африкой, Анкара стремится стать безусловным лидером влияния.

Еще в конце 2009 г. глава МИД Турции Ахмед Давутоглу сделал заявление касательно новой политики Турции под названием «0 проблеме с соседями». Давутоглу заявил, что нынешняя Турция на пути осуществления политики Нео-османизма, согласно которой Анкара по праву истории должна восстановить былое величие и влияние Османской империи в тех регионах Евразии и Африки, которые находились в составе или же попадали в полное подчинение Османской империи.

Таким образом, в глобальной политике Турции Россия была и есть одним из главных соперников Анкары, что постоянно будет подпитываться и контролироваться со стороны Запада.

Не имеет значения, какие энергетические проекты Россия пытается осуществить вместе с Турцией (Южный поток), Анкара целенаправленно будет усиливать свое влияние как на Южном Кавказе, как в Крыму и на Балканах, так и внутри России.

Инстинктивно вспоминается русская поговорка «сколько не корми волка, все равно волк смотрит в сторону леса».

Путем шантажа Анкара и Баку несколько дней тому назад продемонстрировали очередную общетюркскую солидарность — заявив, что срыв армяно-турецкого процесса может привести к срыву армяно-азербайджанских переговоров и стать причиной конфликта.

Иным фактом продолжительности процесса консолидации тюркских народов нужно считать события в июне 2009 г. в Синцзян-Уйгурской области Китайской народной республики.
Во время частной беседы с бывшим послом КНР в Армении Хун Цзюинь, в организованном восстании уйгур, а также в организации беспорядков и хаоса имели свое активное участие турецкие спецслужбы.

Кроме того, во время пикета Национального неоконсервативного движения перед зданием посольства КНР, в обращении также говорилось об активизации западно-турецких проектов в отношении Китая.

Турция, конечно, не действует в одиночку. Анкара с его пантюркизмом, или как заявляет турецкий эстеблишмент — Неоосманизмом, на сегодняшний день играет роль своеобразного кнута в руках Запада.

Она может применяться или уже применялась в Китае, на Балканах, на Кавказе, в Иране и, конечно же, в России.

Не лишним будет напомнить, что все выступления Турции против России уже около 200 лет или спонсируются со стороны Запада, или же согласовываются с Западом.

Суть вопроса в том, что опасная игра с Турцией может сбить Россию с толку, последняя может потерять не только свою традиционную сферу влияния, но и стратегических союзников в лице Армении, которая играет роль своеобразного сдерживающего фактора влияния стран НАТО.

История часто повторяется. И здесь она вдруг может повториться. Еще в 10-11 веках Православную Византийскую империю с востока окружали воинственные тюркские племена, опасность которых нейтрализовывалась благодаря существованию сильной армянской государственности, которая играла роль своеобразного буфера между Византией и тюрками.

Жадность и недальновидность византийских императоров привела к тому, что Армения была включена в состав византийского государства, что поставило Константинополь под сильный прямой удар кочевых орд мамелюков, сельджуков и османов, которые, в конце концов, уничтожили православную империю.

Тут необходимо отметить, что Запад встретил эту новость с особым ликованием, кроме того, вторжение турок на Балканы, тогда как из Византийской империи оставался лишь Константинополь и ее окрестности, Папство добивалось окончательного уничтожения православной системы, и не возражало на утверждение турок на юго-востоке Европы.

Примерно такая же ситуация вырисовывается на сегодняшний день, когда Россия, находясь в противостоянии с Западом, должна всеми силами нейтрализовать свою угрозу в кавказском регионе, которая является своеобразным ключом распада или же возвышения России.

Для обеспечения долгосрочного присутствия и окончательной ликвидации постоянной опасности со стороны западно-тюркского влияния, Армения как единственный стратегический союзник России, должна стать могущественной страной региона.

По иронии судьбы, сегодняшняя Армения это тот же буфер, которым она была для Византии и является сейчас для России гарантией безопасности.

Окончательным решением кавказских проблем России может стать лишь существование единой сухопутной границы между Россией и Арменией.

Лишь в этом случае можно говорить о воцарении мира, стабильности и процветании на Кавказе.

Кроме того, единая сухопутная граница между Россией и независимой и могучей Арменией является восстановлением справедливости на Кавказе.

Лишь при восстановлении единой границы, веками существующей между славянами и армянами, могут окончательно решиться для России постоянно возникающие вопросы на Кавказе.

Пришло время осознавать и решать проблемы, а не консервировать их.

Эдуард АБРАМЯН
Доклад представлен в Москве 11.03.2010 г., во время круглого стола, организованного Российским институтом стратегических исследований на тему «Россия — Армения: перспективы углубления стратегического партнерства».