Правовая определенность как основа государственности РЮО

В любом государстве, в любой стране есть свои законы, свои нормативно-правовые регуляторы. Нет на планете такого государства, в котором бы не было своих законов. Южная Осетия в этом смысле еще на пути становления. Как и практически во всех государствах постсоветского пространства здесь тоже все еще действуют некоторые нормы законодательства Союза ССР, но таких норм становится все меньше и меньше.

Однако, законодательство СССР остановило свое развитие с исчезновением самого СССР. К сожалению, Южная Осетия на момент распада СССР, да и все 90-е не обладала необходимыми профессиональными ресурсами для полноценного развития своей собственной правовой системы. Именно этим обусловлено появление на свет Постановления Верховного Совета Республики Южная Осетия 29 января 1992 года «О применении аналогии законов России на территории Республики Южная Осетия». Согласно ему в связи с возникшим дефицитом законодательных актов, регулирующих отношения в сфере различных норм права и впредь до введения в действие законов Республики Южная Осетия на практике надлежит применять нормы права России, за исключением законодательных актов, определяющих порядок и размеры финансирования. На практике помимо «финансовых» нормативно-правовых актов на территории Южной Осетии по аналогии не применяются еще и нормативно-правовые акты, которые обусловлены федеративным устройством и федеративными отношения в Российской Федерации.

Таким образом, вот уже практически 20 лет Республика Южная Осетия пользуется российским законодательством по аналогии. Использование какого-либо российского нормативно-правового акта по аналогии на территории Южной Осетии прекращается лишь после того как в самой Южной Осетии принимается собственный нормативно-правовой акт, регулирующий соответствующие общественные отношения.

На практике случается, что некоторые российские нормативно-правовые акты действуют по аналогии на территории Южной Осетии, как юристы выражаются, «только в части», то есть частично. Так, например, Трудовой кодекс Российской Федерации применяется по аналогии на территории Южной Осетии без учета статьи 112. Обусловлено это тем, что праздничные дни, которые в Российской Федерации установлены указанной статьи, в Южной Осетии уже регламентированы указами Президента Республики Южная Осетия.

На сегодняшний день многие области общественных отношений полностью регулируются нормами права по аналогии, тогда как отдельные области практически полностью уже отрегулированы и выстроены нормативно-правовыми актами Республики Южная Осетия. Дело в том, что в последние годы основное внимание обращалось на урегулирование отношений, складывающихся при осуществлении деятельности органов государственной власти, в особенности «силовой» их части. В частности, тщательнее остальных отрегулированы правовые основы деятельности органов государственной безопасности, обороны, внутренних дел.
Внимание же на необходимость регулирования большинства хозяйственных отношений граждан и юридических лиц, к сожалению, обращается только сейчас. Некоторые же отношения до сих пор так и остаются незаслуженно забытыми.

Одной из проблем, с которой практике сталкиваются правоприменители в связи с применением российских правовых норм, это различие в системе государственной власти двух стран. Если на первый взгляд система государственной власти идентична, то на практике все выходит иначе. Так, например, если в Российской Федерации Президент де-юре стоит над системой исполнительной власти, то в Республике Южная Осетия Президент сам возглавляет систему исполнительной власти. В связи с этим правоприменителям на практике приходится выходить из ситуаций с правовыми коллизиями. Поскольку применительно к приведенному примеру, используя по аналогии российские нормы права, приходится делить компетенцию Правительства Российской Федерации из этих норм между компетенцией Президента и и компетенцией Правительства Республики Южная Осетия.

В то же время жизнь не стоит на месте и в связи с изменившимися общественными отношения некоторые нормативные акты, принятые еще в 90-х, в наше время не выдерживают критики и проводится кропотливая работа по приведению их в соответствие с реалиями. Эта проблема подводит к необходимости осуществления еще и систематизации всех нормативно-правовых актов, действующих на территории республики. Дело в том, что после грузинской агрессии 2008 года была утрачена или пришла в негодность большая часть государственного архива, а вместе с ней и оригиналы многих нормативно-правовых актов. Из-за этого часто возникает неразбериха с редакциями и действием нормативно-правовых актов.

Кроме того, только после проведения систематизации действующего законодательства, определив, что уже должным образом отрегулировано и что нет, можно уже говорить о дальнейшем развитии законодательства.
Такая ситуация не может характеризовать с положительной стороны государство, которое претендует на самостоятельную международную  правосубъектность. Кроме того, ситуация, при которой у государства нет собственного детального законодательства, не может способствовать развитию инвестиционного климата в стране.

В связи с этим Южной Осетии необходимо срочно заняться своей законодательной базой. Прежде всего, необходимо определиться с концепциями и стратегией развития всей правовой системы государства, установить вектор дальнейшей работы. А уже потом в соответствии с намеченными стратегией и вектором работы.

Так, например, одним из важнейших вопросов, которые необходимо определить — это характер и система налоговой политики, которая будет реализована в соответствующих нормативно-правовых актах. Так, нужно определить перечень налогов, сборов и пошлин, которые подлежат взиманию, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Нельзя, конечно, сказать, что действующее налоговое законодательство Республики Южная Осетия не регулирует эти вопросы. Но дело в том, что оно регулирует их не системно, как этого требует любая разумная налоговая политика государства, а хаотично и только частично.

Не менее важным представляется корпоративное законодательство. При этом Южная Осетия может воспользоваться опытом зарубежных стран. Так можно взять за пример Российскую Федерацию, чье корпоративное законодательство и так действует на территории Южная Осетия. Однако в таком случае необходимо учесть и тот факт, что и российское корпоративное законодательство еще не устоялось и в настоящее время претерпевает серьезные изменения. А можно взять за основу, скажем, легкую, удобную и проверенную веками англо-саксонскую корпоративную системе. Однако и тут необходимо учитывать, что англо-саксонская система права вообще основана на прецедентном праве и мало подходит стране, которая несколько веков жила на системе права из другой правовой семьи. Есть еще очень интересные корпоративные системы во Франции и Германии. В общем, к счастью, выбор есть и тут необходимо все взвесить, проанализировать все плюсы и минусы и принять решение.

Примеров такого порядка как с налоговым и корпоративным законодательством – много. В каждой отрасли права, в каждой области общественных отношений много нюансов, много вариантов их урегулирования, много различного опыта разных стран. И прежде всего это касается гражданского законодательства, так как, как известно, гражданское право является самым унифицированным из всех отраслей права и основано еще на римском частном праве.
Таким образом, Южной Осетии необходимо скорее определиться с приоритетами и выстроить такую правовую систему, которая бы способствовала быстрому экономическому росту всей республики.
«Центр Стратегического развития
«Перспектива»