«Необходимо парламентское расследование о теневом транзите нефти в Южной Осетии»

Решил посвятить ещё одну публикацию вопросу нефтепровода Баку-Супса, теневым образом пролегающего через регионы Южной Осетии. Вернее, дополнить некоторыми резюмирующими точками прошлую публикацию по данной проблематике…
Ситуация, сложившаяся вокруг транзита углеводородов, нуждается в разрешении, позволяющем оптимально реализовать национально-государственные интересы Южной Осетии. Разумеется, эта проблема, волнующая большинство граждан республики, должна широко и гласно обсуждаться не только в СМИ или подпитываться слухами, но и получить должный отклик в структурах исполнительной и законодательной власти. Учитывая, что РЮО имеет действующий парламент и действующие структуры исполнительной власти, очевидным представляется утверждение процедуры парламентского расследования, необходимость и полезность которой состоит в возможности контроля исполнительной власти в урегулировании конфликта, непосредственно затрагивающего целый спектр интересов югоосетинского государства.
Дело в том, что существующие противоречия относительно правил и результатов эксплуатации нефтепровода Баку-Супса по югоосетинской территории требует вмешательства парламента в силу следующих обстоятельств:
— во-первых, чтобы определить территориальную принадлежность участка нефтепровода, по поводу чего возникают претензии грузинской стороны, через принятие соответствующих правовых актов и через реализацию мер фиксирующих территориальную принадлежность нефтепровода Южной Осетии (лимитация границ, установление постов пограничного контроля, создание инфраструктуры безопасности эксплуатации нефтепровода);
— во-вторых, югоосетинский парламент участвует в разработке бюджетной политики и упущенные выгоды от теневых схем транзита углеводородов снижают возможности формировать бюджет развития республики, реализовать экономические, инфраструктурные, социальные проекты, нацеленные и на уменьшение зависимости от внешних дотаций, в чем заинтересована российская сторона, и повышение инвестиционной привлекательности Южной Осетии, и возвращение в родные места десятков тысяч граждан Южной Осетии;
— в-третьих, парламентское расследование необходимо, чтобы сформировать традицию политико-правового регулирования отношений между различными ветвями власти, не повторять спекуляции по поводу несостоявшейся югоосетинской государственности и создать приемлемые условия для включения в переговорный процесс на международном уровне заинтересованных в положительном разрешении конфликтной ситуации закавказских государств;
— в-четвертых, для народа Южной Осетии важно удостовериться не только в легитимности избранного ими парламента, но и убедиться в его политической и правовой дееспособности, что имеет неоценимое значение для формирования чувства государственного патриотизма и мобилизации общества для национально-государственного и социально-экономического строительства.
Перечисляя данные соображения, следует учитывать, что в нынешних условиях транзит углеводородов является практически единственным, способным приносить реальную выгоду, направлением югоосетинской экономики. Разумеется, планируемые действия в рамках других хозяйственных и социальных проектов приветствуются в республике, но для их осуществления требуется определенный финансовый и организационный «задел», поэтому ситуация вокруг нефтепровода не может быть разрешена исключительно действиями исполнительной власти. При этом следует учитывать, что республика нуждается в разработке краткосрочных и среднесрочных сценариев социально-экономического развития, а это возможно только при согласовании усилий различных ветвей власти.
Для того чтобы были сняты противоречия в югоосетинском обществе в данном конкретном и болезненном для республики вопросе, парламенту нельзя обойтись позицией умолчания или посторонней критики. Ясно, что общенациональные интересы фокусируются на данной ситуации, что от того, будет ли она разрешена или примет характер вялотекущего конфликта, зависит и внутриполитическая ситуация, и то, каким образом будут выстраиваться отношения молодого югоосетинского государства со своими соседями.
К тому же, это будет означать прагматический поворот к внутренним проблемам, сосредоточению на их решении, что позволит отойти от стремления переложить ответственность за югоосетинские дела на ее союзников, и пониманию того, что лучшая возможность снизить уровень грузинской агрессивности и аннексионизма развивать экономику, укреплять национальную безопасность и повышать уровень социального благосостояния народа Южной Осетии.
Можно сказать, что на ситуации с транзитом углеводородов проверяется на прочность югоосетинская государственность, способность политических элит к согласию и диалогу с населением республики, зрелость внешней политики республики, способность к гибкому и адекватному реагированию на внутренние и внешние вызовы.
Парламентское расследование позволит, если не расставить точки над i, то повысить вероятность вывода ситуации из конфликта интересов отдельных групп и кланов в определение позиций патриотов и тех, кто, называя себя патриотами, реально преследует эгоистические групповые интересы, пытается за счет общенационального достояния устроить для себя «райскую жизнь» среди народа, который не заслуживает после тяжелых испытаний двух десятилетий надеяться на чудеса или терпеливо ожидать, что в республике появятся сильные лидеры. В нынешних условиях авторитет республиканской власти определяется способностью осознать и реализовать общенациональные интересы вне зависимости от политико-партийных или личных амбиций и проявить должную политическую и гражданскую ответственность.

Эксперт, политолог Артур Цанба ( Санкт- Петербург)
для «Nog Uasamonga.ru»

http://noguasamonga.ru/