Расследует ли Парламент Южной Осетии явление беспрепятственной нефтепроводности в стране?

В настоящее время на моей исторической Родине — Южной Осетии — обострилась дискуссия, касающаяся трубопровода Баку – Супса. Полтора километра нефтепровода, проходящего по югоосетинской территории, никаким образом (!) не сказываются на наполняемости бюджета молодой республики. Возникает справедливый вопрос: что способно изменить ситуацию и помочь нашему народу получать средства от использования родной земли в интересах других стран?
Эти средства помогут решить многие хозяйственные вопросы. Более того, несомненно, это должно составлять ожидания как осетинских граждан, так и парламентариев Южной Осетии, положение которых только выиграет от изменения ситуации.
Трубопровод Баку – Супса работает с 1999 года, транспортируя нефть, добываемую в Азербайдажане (месторождения Азери, Чираг и Гюнешли), далее в Европу. До сих пор власти Южной Осетии официально не поднимали перед Грузией, Азербайджаном и ЕС вопрос об оплате транспортировки нефти через нашу территорию. Это не значит, что нет предложений по данному вопросу.
Например, Янош Херман, посол ЕС в Грузии высказал предложение выплачивать деньги за транзит углеводородов по нашей территории. По его мнению это будет способствовать безопасности трубопровода и экономической реинтеграции отделившихся территорий (Южной Осетии — прим. авт.), что также должно быть выгодно Грузии. Но подобного не происходит. Мы можем с вами видеть пренебрежение грузинскими функционерами европейских принципов, придерживаться которых обязана Грузия вследствие ее «Ассоциации» с ЕС. Официальные грузинские лица полагают, что эти средства будут оседать в руках коррумпированных южноосетинских чиновников. Но у граждан в таком случае обязательно возникает другой справедливый вопрос: а где эти средства оседают сейчас? Не у тех же коррумпированных лиц? Пока эти вопросы не имеют ответа…
Для того, чтобы прояснить ситуацию можно обратиться к международным правовым документам. Ещё в XVII веке выдающийся голландский юрист, философ и государственный деятель Гроций говорил о существовании общего права транзита через территорию другого государства в интересах сообщества наций. В 1921 году в Барселоне была принята конвенция о свободе транзита, которая закрепила принципы недискриминации, положения о разумных транзитных тарифах, обязательства не отклоняться от выполнения конвенционных положений за исключением чрезвычайных ситуаций. Позднее были приняты Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Договор к Энергетической хартии, Договор об образовании Европейского экономического сообщества и Директивы ЕС по транзиту. Так, например, статья № 7 договора Энергетической хартии устанавливает основные положения о транзите, означающем перемещение через территорию договаривающейся стороны для погрузки или разгрузки энергетических материалов и продуктов, проходящих по территории другого государства и предназначенных для территории третьего государства, при условии, что либо другое государство, либо третье государство является договаривающейся стороной. 
Современные специалисты отмечают подход к трубопроводу как к единой системе не только технологической, но и правовой, со всеми вытекающими отсюда последствиями. На транзитную нефть и газ, с точки зрения тарифов и правил распространяется правовой режим, действующий в отношении нефти и газа, принадлежащих государству, через территорию которого осуществляется транзит. А значит, в первую очередь, необходимо принятие законодательных актов именно осетинской стороной. Более того, при наличии неурегулированных споров и если другие средства правовой защиты исчерпаны, государства-участники договора могут передать спор, даже если он касается прав юридических лиц одного из государств, на специальную согласительную процедуру, в том числе через Генерального секретаря Секретариата Энергетической Хартии.
Таким образом, для выполнения международных соглашений в данной отрасли необходима как законодательная работа властей Южной Осетии, так и официальное соглашение, которое решит ситуацию. Причем особую значимость это имеет для парламентариев Южной Осетии, которые не должны терять данный вопрос из своего поля зрения. Ведь это необходимо не только для спасения экономики республики, но и для сохранения доверия собственных избирателей. Остается вопрос: расследует ли Парламент Южной Осетии явление беспрепятственной нефтепроводности в стране?

Сослан Битиев,
«Nog Uasamonga.ru»