Затухающее эхо коррупционных дел или не пора ли отчитаться?

Практически с первых лет образования Республики встал вопрос о существовании финансовых нарушений. Проявления были разные. Первое громкое дело было связано с обменом денег. В преддверии денежной реформы Республика смогла получить кредит в три миллиарда (неденоминированных) рублей. Власти страны посчитали это большим достижением, которое позволило бы существенно улучшить финансовую ситуацию в Южной Осетии. Однако практически через неделю в Российской Федерации решили провести деноминацию, с сопутствующим ей ограничением по обменной массе.4 августа 1997 года вышел указ Президента России Б. Ельцина«Об изменении нарицательной стоимости денежных знаков и масштаба цен». Обмен начался с коэффициентом 1000:1, то есть одному новому рублю соответствовали 1000 старых (образца 1993 и 1995 годов).
Получилось так, что Республика из-за этих ограничений могла лишиться большей части транша. Поэтому всеми правдами и неправдами было решено произвести обмен денег. Из Цхинвала деньги вывозили мешками, изыскивалась любая возможность произвести обмен денежных знаков. Порой с существенной потерей в стоимости. Но выбирать не приходилось – надо было в короткие сроки обменять колоссальную сумму. Все делалось поэтому без соблюдения необходимой отчетности и порой со злоупотреблениями. Многие ответственные за это дело смогли получить неплохие проценты от денежных операций по обмену.
Позже было проведено громкое разбирательство по результатам обмена денежной массы, оказалось, что не все средства были возвращены в Республику после обмена. Но, несмотря на то, что были известны фамилии людей, бравших деньги, уголовная статистика тогда ограничилась министром финансов, который оказался за решеткой на три месяца. После чего был освобожден и благополучно отбыл на постоянное место жительства во Владикавказ в недавно приобретенную квартиру. Слишком много высокопоставленных чиновников тогда оказалось замешанным в этом хлебном предприятии по обмену денег и громкое разбирательство было замято.
Справедливости ради отметим, что вопросы по поводу обмена денег властям задавали и на низовом уровне. Так, представители ряда военизированных отрядов Республики вызвали для отчета одного из ответственных чиновников страны. «Разбор полетов» проходил в Доме Советов, в так называемом Органном зале. Однако единственное, что было признанно из вменяемых персональных обвинений, так это приватизация служебной автомашины «Чайка».
Другим делом был факт исчезновения сельскохозяйственной техники, приобретенной для Республики. Тогда также на несколько месяцев за решеткой оказался министр сельского хозяйства. Впрочем, руководителям сельскохозяйственного сектора всегда не везло. Позже в тюрьме оказывается еще один министр сельского хозяйства. И лишь после того, как он внес в казну 100 тыс. рублей (большую по тем временам сумму) он был амнистирован и снова оказался на воле.
В одно время даже было создано неформальное подразделение из числа участников вооруженного сопротивления, в задачу которых входил поиск коррупционеров, которые вывезли за границу страны деньги. И возвращение их в казну. Но сделать это оказалось практически невозможно. Многие из проворовавшихся чиновников к этому времени благоразумно создали себе охрану… из таких же ветеранов боевых действий. И все осталось на уровне благих пожеланий.
Мы допускаем, что определенные средства все же были у экспроприаторов экспроприированы. Но широкой общественности об этом доложено не было. Единственный факт по компенсации нанесенного бюджету урона, связан с асфальтированием ул.Комарова. Тогда бывшего начальника управления дорожных работ заставили в счет средств, уведенных им из бюджета, заасфальтировать эту городскую улицу. Что им и было сделано с большим рвением.
Конечно же, доступ к деньгам всегда порождает желание оставить себе их часть на память. И юго-осетинские чиновники в этом деле не исключение. Но даже среди них находились асы по осваиванию бюджета. Как пример, глава юго-осетинского Правительства периода «безвременья» В.Бровцев, при котором всего за три месяца было «освоено» 1,6 млрд. рублей. На этом фоне все хищения чиновников более мелкого ранга выглядят кражей яблок из колхозного сада.
Команда Президента Л.Тибилова с первых дней прихода во власть поставила перед собой цель не только пресечь проявления коррупции, но и наказать виновных в разбазаривании средств государственной казны. Распоряжением Президента РЮО Леонида Тибилова от 27 апреля 2012 года Генеральной Прокуратуре было поручено провести проверку порядка и законности расходования денежных средств, которые поступали в Южную Осетию из России для восстановления экономики и жилищного фонда, разрушенного в ходе военной агрессии со стороны Грузии. Тогда же на основании этого распоряжения была создана совместная следственно-оперативная группа Прокуратуры и Контрольно-счетной палаты по проверке деятельности некоторых организаций, которые были задействованы в процессе восстановления.
Цифры, названные в результате проверок Прокуратурой, дали основание судить о том, что страна недосчиталась сотен миллионов рублей, направленных в Южную Осетию в качестве целевой помощи. 266 миллионов рублей было нецелевым способом использовано только лишь одной организацией «Дорэкспострой», 24 миллиона рублей«затерялись» в Минэкономразвитии Республики, 30 миллионов рублей по версии следствия на непонятные и неоправданные цели израсходовало Министерство сельского хозяйства, десятков миллионов рублей недосчиталось министерство строительства и архитектуры. «Рекордсменом» же данного списка стал глава Комитета государственного снабжения М.Баскаев. Через это ведомство, которое в течение нескольких лет снабжало Республику товарами различных видов и оргтехникой, прошло более одного миллиарда рублей. Прокуратуре удалось выяснить, что в данном ведомстве нет отчетности по 800 миллионам рублей. Возникли вопросы и к бывшему руководству Национального банка… Словом, всего Прокуратурой РЮО было возбуждено около 40 уголовных дел коррупционной направленности.
Однако до сегодняшнего дня не известно ни об одном коррупционном уголовном деле, закончившимся реальным тюремным сроком. Хотя сообщения о возврате определенных денежных средств имеются, но это десятки миллионов, против сотен миллионов, похищенных из бюджета. Впрочем, знаменитый вопрос «Где посадки?!», заданный следственным органам России президентом В. Путиным свидетельствует о тех сложностях, которые сопровождают уголовные дела коррупционной направленности.
К сожалению, для борьбы с последствиями коррупции одной доброй воли государства мало. Главная сложность в наказании виновных в том, что практически все они благополучно перебрались на территорию Российской Федерации. А в РФ действует положение, не разрешающее выдачу своих граждан, подозреваемых в совершении различных преступлений иностранным государствам, на территории которых они преследуются законом. А выходцы из РЮО практически все поголовно имеют российское гражданство.
Тем не менее, задержания все же есть. Так, по запросу из РЮО задержан бывший министр сельского хозяйства Б.Парастаев, в тюремном заключении небезызвестный Р.Панов, курировавший восстановление РЮО. Удалось вернуть средства, выделенные Республикой на ЭКО для граждан, страдающих бесплодием, и исчезнувших было на счетах российских клиник… Возможно, что ситуация с расследованием коррупционных дел существенно улучшится после заключенного Договора между Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией о взаимной правовой помощи по уголовным делам. По крайней мере, очень хочется в это верить. И, предвосхищая события, можно сказать, что для населения нашей страны принципиален и станет своего рода «как бальзам на душу» вопрос поимки и экстрадирования в нашу тюрьму бывшего премьера В.Бровцева. Надо понимать, что коррупционные дела являются не только особо важными для Прокуратуры, но и находятся под пристальным вниманием общественности. Поэтому каждое достижение на этом нелегком фронте борьбы с экономическими преступлениями не должно оставаться незамеченным. Нужна последовательность. И если какие-то средства были возвращены по следам озвученных ранее целых 40 уголовных дел коррупционной направленности, то их надо публично обнародовать. А еще лучше сказать, куда после эти возвращенные финансовые средства были направлены и что, благодаря им, было сделано. Ведь открытость, как лучшую форму диалога с народом, еще никто не отменял. К тому же своего рода подобная отчетность (если, конечно, есть что сказать) минимизирует различного рода кривотолки. Что тоже немаловажно.

Л.Джиоев,
газета «Республика»