Инвестиции в непризнанные республики?

«Инвестиции», «инвестиционная привлекательность» — термины, которые прочно засели в экономическом лексиконе жителей всех постсоветских республик после краха Совесткого Союза. Несмотря на то, что термин «инвестиция» в современном его понимании для нас уже существует 24 года, многие так и не разобрались, что такое инвестиции и стоит ли их ждать нам.

Что такое инвестиции?

Представьте, что вы инвестор. Американский или европейский инвестор. И тут вам предлагают вложить деньги в некий проекты в России, Украине, Грузии или Южной Осетии. На что вы обратите сове внимание в первую очередь? Правильно, на то, какую прибыль вы получите, вложив средства в любой проект. Следовательно, делаем вывод, что инвестиция — это вложение средств с целью получения финансовой выгоды. То есть все завязано на деньгах.
Теперь рассмотрим другой термин. Инвестиционная привлекательность — это возможность или невозможность получить прибыль, а также размер этой прибыли, полученной благодаря инвестиции.

Инвестиций ждать не стоит

Теперь попробуем разобрать «инвестиционную привлекательность» по полочкам. Прежде всего, инвестиционная привлекательность зависит от необходимости того, во что вы собрались вкладывать, в данном регионе, а также от благосостояния населения. Свобода ведения бизнеса, отсутствие «крыш», которым нужно регулярно платить просто за то, чтобы существовать, — тоже очень важный фактор. Рейтинги от международных агентств также влияют на инвестиционную привлекательность государства, предоставляя ивесторам информацию о том, где лучше ввести бизнес, а где, возможно, по экономическим или политическим причинам, от этой затеи стоит отказаться. К слову, политический фактор тоже влияет на предпочтения инвесторов. Пожалуй, на этом все. А теперь, проанализировав наличие или отсутствие этой составляющей в России, сделайте вывод, будут ли инвестировать бизнесмены в российскую экономику. Благосостояние населения оставляет желать лучшего, свобода ведения бизнеса — это проблема для России, по версии тех же международных агентств. Российские рейтинги далеко не лучшие в мире, а само Российское государство — это конкурент Запада. Напрашивается очевидный вывод: россиянам инвестиций ждать не стоит.
А теперь посмотрим на Южную Осетию, в которую ни один западный инвестор никогда не появится. Просто потому, что такого государства для западного инвестора не существует. А вы бы стали вкладывать в республику, которая, по версии западных СМИ, под российской оккупацией находится? Можно и прогореть на этом, не говоря уже на том, что никаких рейтингов у Южной Осетии и других непризнанных республик просто быть не может. Таким образом, ни России, ни Южной Осетии инвестиций с Запада ждать не стоит.

То, во что выгодно инвестировать

Вы заметили, что инвесторы, придя на постсоветское пространство, сразу же начали сооружать заводы по производству товаров массового потребления? Дело в том, что это единственная отрасль, которая дает 100% прибыль. Производство чипсов, пива, водки, фастфуда и молока — это выгодно. Производство жизненно необходимых товаров, потребление которых никак не меняется при ухудшении жизненных условий, — это то, во что готовы вкладывать инвесторы. Но так как Южная Осетия — государство небольшое, а орудует в нем только российский бизнес, приходим к выводу, что инвестировать здесь выгодно только в то, что самим жителям РЮО навредит. Производство алкоголя, сигарет и чипсов — это максимум, во что может вложить российский инвестор, рассчитывая получить прибыль в любой непризнанной республике.
Есть вариант с Китаем, которому необходимо продовольствие в огромном количестве. Насчет «огромного количества» ввиду размеров республики можно засомневаться, но такой вариант возможен даже при том факте, что Китай не признает существования РЮО.

Другие инвестиции

Прибыль в непризнанных республиках получить крайне сложно. Следовательно, республикам либо не стоит надеяться на инвестиции вообще, начав обходиться собственными силами, либо можно договориться о предоставлении политически обоснованных инвестиций. Грубо говоря, речь идет о том, чтобы построить в Южной Осетии что-то и не получить с этого «что-то» прибыли. Но это уже не экономические инвестиции, о которых нам говорят с 1991 года, а политические, о которых нам не рассказывали вообще.
Вывод: на инвестиции надейся, да сам не плошай. Если в республику все же придут инвесторы, то они либо займутся тем, что станет деструктивным фактором в жизни осетин, либо будут действовать, исходя из политических, а не экономических амбиций. Те инвестиции, о которых нам рассказывают с 1991, в случае с Южной Осетией невозможны.

Юрий Борисов
мнение автора может не совпадать с позицией редакции
«Ныхас»