НАСТОЯЩИЙ, А НЕ ФИКТИВНЫЙ

Законотворчество — это непрерывный процесс и Южной Осетии нужно многое наверстать в этом отношении. Разумеется, сделать это, когда депутаты работают фактически на общественных началах и приходят на заседания, чтобы руку тянуть вверх или опускать голову вниз, фактически невозможно. 
С 2016 года Парламент Республики будет работать на профессиональной основе. 
Кое-кому уже скоро придется сделать мучительный выбор между мандатом и должностью, бизнесом. Номинальное депутатство и сидение на Президиумах не смогли бы дать Республике профессиональных и эффективных парламентариев. Поэтому, это эволюционные изменения, требующие разрешить конфликт, сделать выбор между интересом государственным и личным интересом. А конфликт интересов, он неизбежно возникает при таком совмещении несовместимого. Это, если хотите, естественный отбор. Останутся те, кто знал, куда и зачем идет. И это может ощутимо перетряхнуть нынешний парламентский состав. 
Противники нововведений говорят о том, что профессиональный депутат обязан иметь юридическое образование, только так он может стать автором законов, но ведь это не совсем так, депутат – это, прежде всего, системный аналитик, умеющий в каждом из различных вопросов вычленять главное, то есть умеющий «видеть лес за деревьями». В этой связи ставка на «специализацию» кандидата, его профессию не только не имеет значения, но может быть даже вредна, особенно если профессия достаточно узкая – ведь специалист «подобен флюсу», он односторонен. Ориентация избирателя на профессию кандидата способна вообще дать абсурдный результат. Поскольку выбор кандидатов осуществляется не в соответствии с требованиями профессиональных комитетов Парламента, то может оказаться, что в Парламент будут выбраны только юристы, врачи, или педагоги, или директора предприятий. Конечно, депутат должен быть хорошим специалистом своего дела: это хотя и не гарантия, но всё же основание к тому, что он сможет достаточно быстро освоить и законодательную технологию. Но главное, чтобы у депутата уже был значительный опыт общественной деятельности, чтобы он уже зарекомендовал себя последовательным защитником народных интересов. 
Настоящая, а не фиктивная работа депутата в Парламенте требует высокого уровня и отнимает много времени, поэтому она возможна только на постоянной основе. Депутат, совмещающий свою депутатскую деятельность с другой (основной) работой, обманывает своих избирателей: он занят в основном иными проблемами, зависит от интересов по своей должности, а потому зависит от исполнительной власти, которую как раз и должен контролировать. Кстати, нужно знать, что характер работы депутата существенно отличается от работы главы исполнительной власти. И вместе с тем, эти должности тесно связаны между собой. Очень редко глава администрации становился хорошим депутатом. А вот из хорошего депутата, как правило, получается хороший глава администрации. Пост депутата – это прекрасная возможность проверки человека. Это же касается и поста главы администрации, вот только последствия при неудачном выборе бывают более тяжёлые. Да и работа первым лицом исполнительной власти зачастую развращает непроверенных предварительно людей. Почему бы не оформить законодательно процедуру, при которой главы исполнительной власти избирались только из депутатов, получивших в результате своей деятельности авторитет у избирателей. То есть очень важно человеку, прежде чем стать главой администрации, сначала получить опыт депутатской деятельности и уважение избирателей. Всё это должны знать избиратели, чтобы не было ошибок в выборе.

Элина Марзоева
http://noguasamonga.ru/