Учения в ВВО выявили «черепашьи скорости» модернизированной российской армии

Скандал на крупномасштабных военных учениях произошел из-за 10-ти часовой задержки авиации в Хабаровске — аэродром Хомутово в Южно-Сахалинске не захотел бесплатно принять российскую авиацию с защитниками Родины, сообщил командующий военно-транспортной авиацией ВВС России Владимир Бенедиктов. Внезапные учения начались по приказу президента в субботу в Восточном военном округе страны, а сегодня Путин лично понаблюдал за ними. Несколькими днями ранее российские военные совместно с Китайской народной армией спасали корабли и подводные лодки в Японском море. Военный эксперт, генерал-майор Сергей Канчуков в интервью Накануне.RU рассказал, какие главые проблемы выявила проверка ВВО и «против кого» Россия дружит с Китаем.
Вопрос: Как оцените внезапные учения в Восточном военном округе, за которыми наблюдает президент Путин сегодня?
Сергей Канчуков: Масштабные учения нужны по определению — для того, чтобы все структуры государства, а не только армии, могли бы тренироваться в управлении всеми войсками и местными органами власти в критических ситуациях.
Вопрос: Что выявили эти учения? Какие явные провалы обозначились в подготовке армии?
Сергей Канчуков: Эти учения, которые сейчас проводятся, показали, на мой взгляд, что именно масштабность и всесторонность системы управления у нас отсутствует. Яркий пример тому — десятичасовая задержка самолетов. У нас нет закона, определяющего четко и конкретно порядок и последовательность — кто за что отвечает в ходе крупномасштабных вооруженных конфликтов. Если в ходе таких масштабных учений привлекается практически весь округ, можно предположить, что это не как спасение одного-двух человек где-то в районе Хабаровска — таких спасательных действий армия не должна проводить, для этого есть МЧС, и пусть они этим занимаются. Армия должна отражать вооруженные нападения, и если поднимают округ — значит действительно внезапное военное нападение на Россию. Поэтому руководить должен в этих случаях командующий округом на том участке, за который он отвечает, а все местные структуры должны подчиняться и заправлять самолеты немедленно без всяких предоплат, без разговоров есть деньги, нет денег у государства. Это самый главный недостаток, самый главный просчет, что у нас нет закона, нет даже понимания!
Почему это не сделано — ведь понять это элементарно, а так, кто у нас отвечает за безопасность? Непонятно, какой-то антитеррористический штаб, возглавляемый ФСБ, уважаемые люди — вопросов нет, но этого недостаточно, если для отражения агрессии поднимают весь округ. Поэтому антитеррористический штаб не будет этим заниматься, он будет входить командующему в подчинение, потому что войска отражают агрессию. Это самый главный минус.
Вопрос: Можно сказать, это был провал?
Сергей Канчуков: Не знаю, поймут — не поймут начальники, но я четко знаю, что заправка самолетов должна была осуществляться в первую очередь. Плюс к этому, смотрите, Булгаков заявил, с гордостью так заявил — мы добились перемещения эшелонов 1 тыс. км в сутки вместо 600 запланированных. Ну, во-первых, кто планировал — его нужно, сразу говорю, расстрелять. Потому что даже 1 тыс. км в сутки — это всего на всего 40 км в час, что такое 40 км в час? Это возьми танк, погрузи его на тележку-полуприцеп — и то он пойдет быстрее! Даже своим ходом — 40 км в час — средняя скорость движения, раньше была 25-30 км в час средняя скорость движения, сейчас в связи с тем, что танки модернизируют, средняя скорость должна возрасти. Второй «неуд» — это отсутствие организации перемещения больших масс войск, сосредоточение их на избранных направлениях, потому что такие скорости перемещения недопустимы. Даже поезд, по сути, должен идти со скоростью 60-80 км в час, это его средняя скорость движения, и это скорость состава — тот же эшелон воинский никак не 40 км в час!
Не была обеспечена зеленая миля — сейчас критика в сторону Сталина, Берии — но даже, посмотрите, во время Великой Отечественной войны эвакуацией заводов руководил Берия — ведь ни один эшелон не пострадал, все эшелоны шли минута в минуту, секунда в секунду. Кто руководил всем этим — руководили сотрудники НКВД, а кто сейчас руководил перемещением — Булгаков? Булгакова тогда за такие скорости нужно снимать с должности, потому что он не обеспечил перемещения войск. Я конечно, не главнокомандующий, главнокомандующий у нас Владимир Владимирович Путин, но и он, наверное, понимает — чем тут гордиться, черепашьими шагами?
Вопрос: А что касается военно-воздушной защиты?
Сергей Канчуков: Там объявлено 200 самолетов. Сейчас везде, особенно Ливия показала нам это, что главная ударная сила — это авиация, а защита от нее — это система ПВО и частично авиация. 200 самолетов — это практически ничего, они не смогут обеспечить господство в воздухе, поэтому здесь 200 самолетов — это обычное учение, а они должны проводиться в каждом составе простой армии. Округ должен управлять и руководить как минимум 600-800, до 1 тыс. самолетов. Огромная разница есть и в материально-техническом обеспечении, в управлении, во всех остальных вопросах. И это основа основ. Но то, что создали такую группировку — это хорошо, то, что подняли вообще — изумительно, действительно правильно, отошли от мелких батальонных, ротных учений, где командующий округом управлял одним человеком на поле. Все, что сейчас происходит — мне это нравится.
Но остальное, по большому счету — мелочи, в мелочах разберутся командующие и все прочие, конечно, там есть недостатки, есть нюансы, есть положительные моменты, но мелочи мы рассматривать даже не будем. А вот по-крупному на это нужно обратить внимание, это управление государством, которое не осуществилось полностью, это законы, которые отсутствуют, потому что есть же закон о военном положении, он не был применен, и нет соответствия тем позициям, которые должны быть.
Вопрос: Обвиняют командующего округом в том, что он не обеспечил заправку этих самолетов?
Сергей Канчуков: Не командующий округом должен этим заниматься, а лично генеральный штаб, у командующего есть свои задачи, а у генерального штаба есть свои задачи, в этом случае именно генеральный штаб должен был построить всех коммерсантов, должен был организовать всех губернаторов, должен был решить все вопросы, связанные с обеспечением топливом, ни десять часов, а максимум десять минут! Потому, что через десять часов уже взлетать некому будет и перевозить будет некого. Вот самое главное. Все остальное — молодцы, ребята, справляются.
Вопрос: Еще один аспект учений — дипломатический. Против кого дружим? Эти совместные учения дают негласный сигнал западу о неофициальном союзе между Китаем и Россией?
Сергей Канчуков: Я не думаю, что это какой-то явный сигнал. В современном мире мы должны учиться друг у друга, тем более, что у китайской армии уже есть чему учиться. Прежде всего, темпам производства. У нас 4-6 самолетов в год делают, нам нужно 60. А они не стесняются — потому что армия в современном мире — это сила, а если боятся — значит уважают.
Вопрос: Между тем, некоторые российские эксперты уже описывают сценарий захвата российской территории китайскими войсками за несколько дней. Такой расклад вообще возможен?
Сергей Канчуков: Да, да, я понимаю, о чем вы говорите, и могу сказать только одно — есть вопросы политические, есть вопросы военные, с военной точки зрения тут все верно. И ядерное оружие в современных условиях не выполняет ту роль, которая должна быть. Вот возьмите пример Великой Отечественной войны: химическое оружие было в Великую Отечественную войну? Было, но ведь его не применяли. Так же ядерное оружие — оно есть, оно будет — но будут ли его применять? Десять выпущенных ракет России по Китаю или Китаем по России — это будет равносильно и удару по Америке, поэтому и Америка будет выпускать свои ракеты. Кто будет спрашивать за эти короткие секунды и минуты, куда летят ракеты? Там же не на последнем участке траектории принимается решение об ответном ударе, а на первых секундах, так что средства ядерного оружия — это одно, а вот сценарий, который описан — вполне вероятный. Но именно с военной точки зрения, да — силы и средства Китая позволяют решать такие задачи. Нам нужно принимать другие адекватные меры для возможного противодействия, потому что как повернется мировая обстановка, как будут развиваться события — никто не знает.
Вопрос: То есть учения необходимы, потому что даже ядерное оружие не обезопасит мир от локальных войн?
Сергей Канчуков: Да, сейчас уже да — и от локальной, и от региональной не обезопасит.
Вопрос: Если говорить про локальные конфликты — то сам выбор места учений рядом с Японией тут показателен? В свете споров из-за Курильских островов, и у Китая есть споры с Японией. Можно рассматривать учения, как демонстрацию силы перед носом японцев?
Сергей Канчуков: Нет, я так не думаю. Просто из всех четырех округов Восточный военный округ еще не проверяли, поэтому я не думаю, что тут нужно к чему-то приравнивать и думать, что каждые военные учения — это политический ответ на действия других стран.
Накануне.RU