Михаил Дзбоев и Мурат Джигкаев приняли участие в работе большого жюри в Элисте

«Мы восхищены поступком первого лица Калмыкии Кирсана Илюмжинова, который объявил конкурс на лучшее живописное полотно на историческую тему, потому что именно жанр исторической картины способствует развитию национального изобразительного искусства. Именно большой, многофигурной картиной характеризуется состояние искусства», — с этих слов началась моя встреча с известным осетинским скульптором Михаилом Дзбоевым и живописцем Муратом Джигкаевым, которые только что вернулись во Владикавказ из Элисты, где они принимали участие в работе жюри двух конкурсов:

— Когда в Элисте формировали состав жюри, то выбрали Москву, Волгоград, Астрахань, Владикавказ. То есть авторитет нашего Союза художников высок. Наш творческий союз имеет вес в российском масштабе. Именно на этом фоне Элиста попросила прислать из Осетии одного скульптора, одного живописца для работы в жюри. Выбор пал на нас. Конкурс живописцев был посвящен 400-летию добровольного вхождения Калмыкии в состав России. Эту дату будут широко отмечать в 2009 году. Конкурс был объявлен по инициативе Кирсана Илюмжинова. Скульптурный конкурс посвящен иной теме: в Элисте сейчас строится современный Национальный музей. Перед музеем должны быть скульптуры. На эти скульптуры также был объявлен конкурс. Большое жюри (и живопись, и скульптура) возглавил москвич Николай Николаевич Соломин — известный живописец, профессор, народный художник РФ, много лет передающий свое мастерство студентам Суриковского института. Работать под его руководством в жюри было легко, приятно, интересно.

Скульптура была в основном представлена в эскизном варианте. Участвовали местные, калмыцкие, скульпторы (выпускники ведущих творческих вузов России), москвичи, известный скульптор из Ростова-на-Дону Олешня. Конкурсанты представили свои проекты в разных материалах: кто в пластилине, кто в гипсе, Олешня — в бронзе (малая пластика).

Что касается живописного конкурса, то историческая картина – сейчас крайне редкое явление. Вообще любая жанровая картина – сейчас редкость. В связи с коммерциализацией искусства в основном царит мелкотемье. Раньше между государством и художником заключались договора, потому что историческое полотно — это длительная работа: на два, три года. Ведь надо изучить исторические материалы, колорит эпохи, типажи и так далее. Сейчас, увы, такие договора не практикуются. По итогам живописного конкурса мы отметили восемь картин. То есть Национальный музей Калмыкии сразу заполучил восемь работ. Какая преобладала тематика? Очень много было представлено произведений, связанных с Петром Первым. Когда Петр шел на Азов, калмыки предоставили ему дополнительную помощь в виде вооруженных отрядов во главе с Аюки-хан. «Встреча Аюки-хана с Петром Первым», — около двенадцати произведений были посвящены именно этому эпизоду истории. Учитывая, что на следующий год нам тоже предстоят юбилеи – 235 лет вхождения Осетии в состав России, 150 со дня рождения Коста, 225 лет со дня основания Владикавказа, было бы хорошо, если бы наше правительство объявило такие конкурсы. Ведь наш художественный музей имени Махарбека Туганова надо пополнить. У нас за последние годы очень слабыми темпами идет пополнение, а это плохо – нарушается историческая преемственность поколений.

Кстати, когда мы встретились с Кирсаном Илюмжиновым (мы выходили из шахматного дворца, а он выходил после работы) мы высказали ему свое расположение. Мы ему сказали: «Мы увидели хороший смысл в объявленном Вами конкурсе. Сегодня даже при очень сильном желании художник не может натянуть огромный холст. Ситуация такая. Поэтому все вынужденно пишут маленькие натюрмортики, пейзажики, портретики, а этим искусство вперед не двигается. Вы сделали правильно — и это первый случай после развала Советского Союза, когда объявлен конкурс на историческую картину». И он как будто наши мысли повторил, сказал: «Конечно, натюрмортиками одними нельзя жить».

При повторном конкурсе, мы уверены, участников будет значительно больше.

Вообще они молодцы. У них дважды уже проходили международные симпозиумы по скульптуре – там японцы принимали участие. Это все расставлено по городу. Очень интересно. Камень, металл, комбинированные материалы… Водили нас в буддийский храм. Внутри этого храма есть резиденция далай-ламы (приезжает он к ним и там останавливается). Мы были и на службе. Интерьеры очень хорошие. Дом-музей Давида Кугультинова построили, то есть руководство республики придает большое значение развитию культуры, искусства.

Что касается Осетии, то у нас – колоссальное богатство исторических тем. Если бы был объявлен конкурс на тему геноцида, это имело бы большое значение. Тем много. Только заниматься этим надо серьезно – на государственном уровне. Илюмжинов правильно поступил: поставил конкретную задачу перед художниками. И они занялись историей своей. И молодые изучают свою историю. Они уже не выпадают из своей культуры!

Записала Мадина Тезиева