Вернуть ценности в страну происхождения

В связи с тем, что в 1991 году во время грузинской агрессии создалась реальная угроза уничтожения бесценных и уникальных артефактов, культурно-исторических материалов, хранящихся в Юго-Осетинском НИИ им.З.Н.Ванеева и Юго-Осетинском государственном музее краеведения, руководством РЮО было принято решение — в соответствии с договорённостью с директором Северо-Осетинского государственного музея истории, архитектуры и литературы Т.Е.Дзерановым (письмо и.о. председателя Правительства РЮО Р.Г.Хугаева на имя Дзеранова Т.Н. от 21 сентября 1991 г. № 147) вывезти в Северную Осетию означенные материалы на временное хранение в вышеуказанном музее. Вопрос был согласован с руководством СОАССР.

Конечно, были периоды, когда наша республика находилась на грани уничтожения, нам приходилось думать о выживании. Но прошло время, мы независимы, признанны. Пришло время возрождения и развития всех сфер жизнедеятельности, в том числе материальной и духовной культуры. И здесь встает вопрос возвращения в Южную Осетию материальных ценностей, которые имеют не только историческое значение. Мной этот вопрос неоднократно поднимался в средствах массовой информации.

В этой связи вызывает недоумение письмо ученого Баграта Техова — передать археологические материалы, выявленные у с.Тли с 1955 по 1988 гг., в Центр скифо-аланских исследований ВНЦ РАН Правительства РСО-А.

Как гражданин РЮО, как директор ЮОНИИ им.З.Н.Ванеева, как археолог, считаю кощунственным поднимать вопрос передачи уникальных материалов, выявленных на территории нашей республики, кому бы то ни было, якобы для обработки комплексных находок. Вызывает недоумение, с какой легкостью Баграт Техов забыл, на чьи финансовые средства он имел возможность вести археологические изыскания на территории Южной Осетии, забыл, что материалы Тлийского могильника до сегодняшнего дня являются принадлежностью не Б.Техова, а Юго-Осетинского НИИ им.З.H.Ванеева, а если точнее — Южной Осетии!

Не надо кривить душой, обосновывая передачу югоосетинских археологических материалов, временно хранящихся в Северо-Осетинском Национальном музее, в Центр скифо-аланских исследований ВНЦ РАН и Правительства РСО-А необходимостью обработки коллекции.

Почему-то в письме уважаемого Б.В.Техова ничего не говорится о стремлениях некоторых руководителей научного сообщества РСО-А поскорее включить материалы, принадлежащие Южной Осетии, для т.н. «обозрения любой категорией общества, причем, как в ближнем, так и дальнем зарубежье»! Не надо присваивать чужие раритеты!

Когда утверждается, что только после обработки коллекцию можно ввести в научный оборот, это вызывает некоторое недоумение, т.к. Б.В.Техов все годы занимался и занимается, вводом в научный оборот Тлийских и других материалов. За период с 1957 года и до сегодняшнего дня он опубликовал сотни работ, из них около двух десятков монографий именно по Тлийским материалам!

Зная уважаемого Б.В.Техова, его стиль работы, удивляюсь тому, что он по чьей-то подсказке говорит об описаниях, фотофиксации, зарисовках и, что очень интересно, хронологии, которые якобы необходимо провести в рамках обработки Тлийской коллекции. Я не знаю такого археолога, который бы, как Баграт Техов, скрупулёзно описывал находимые артефакты и неартефакты, фотографически фиксировал, зарисовывал, забывая, кто в этом ему помогал, имею в виду художника В.Г.Козаева.

Вопрос, поднятый Б.Теховым, вкупе с руководством ВНЦ РАН, очень непростой, т.к. затрагивает государственные интересы независимого государства — Республика Южная Осетия, которая имеет своего Президента, Правительство, Парламент, герб, гимн, флаг, признана Великой Россией и рядом государств.

Считаю, что вопрос требует безотлагательного решения на уровне руководства и властных структур РЮО и РСО-А, имеющих отношение к культурному достоянию народов Осетии. Материалы, находящиеся на временном хранении в Северо-Осетинском национальном музее, категорически необходимо вернуть владельцу — Республике Южная Осетия. Мы найдём место, где они будут в безопасности.

Определённое недоумение вызывает и проект письма директору Северо-Осетинского Национального музея Л.Сохиевой от Председателя Правительства РЮО В.Бровцева, который был прислан вместе с письмом Б.Техова. Я считаю это оскорблением руководителя нашего Правительства.

В т.н. проекте говорится о том, что необходимо будет решить вопрос о статусе коллекции. О каком таком статусе может идти речь? Разве изначально он не определен?! Речь может идти только о принадлежащих Южной Осетии предметах материальной культуры, временно хранящихся в РСО-А. Что касается возврата культурных ценностей, временно хранящихся в РСО-А, то надо обговорить вопрос с пограничной и таможенной службами, Министерством культуры РСО-А и Главой РСО-А Т.Мамсуровым. Подготовить ряд документов, которые бы имели разрешительный характер провоза через погранзону в Нар материалов. Считаю целесообразным задействовать Посольство РФ в РЮО и Посольство РЮО в РФ. Обговорить вопрос полномочий уже созданной комиссии, которая бы по акту приняла у Национального музея РСО-А весь временно хранящийся материал из РЮО, и не только из Тли, в т. ч. сопутствующий материал (книги, описи, таблицы, рисунки, фотографии и т.д.).

Надо обговорить вопрос хранения материалов археологического характера в хранилищах Нацбанка РЮО до их передачи в восстанавливаемый или строящийся Государственный Национальный музей Южной Осетии.

Мы должны в корне пресечь попытки использовать археологические материалы Южной Осетии в корыстных целях, используя их на разных выставках ближнего и дальнего зарубежья. Достоянием Южной Осетии должна владеть Южная Осетия. А те, кто хочет использовать археологические материалы Южной Осетии в научных целях, могут приезжать к нам и знакомиться с ними, как это принято во всем мире.

Выставлять на всеобщее обозрение материалы, принадлежащие Южной Осетии, имеет право именно Южная Осетия, что не противоречит не только законодательству РЮО, но и международным нормам сохранения, исследования и использования памятников материальной культуры.

В данном случае в силу вступают те нормы международного права, которые обязывают государство-депозитарий (в данном случае — РСО-А) возвратить культурные ценности, переданные в другую страну на хранение во время военных действий, с целью сохранения их в безопасном месте, в страну происхождения. Согласно разделу II протокола к Гаагской международной Конвенции 1954 года, «…каждое государство, которое приняло на хранение ценности другой страны, несет ответственность за их сохранность и должно их вернуть по требованию страны происхождения. Изменения в форме государственного строя, смена правительства, осуществившего передачу ценностей на хранение в другую страну, не должны влиять на решение вопроса о возврате ценностей в страну происхождения».

На данном этапе по Распоряжению Президента РЮО Э.Кокойты (№14, от 06.06.2011 г.) создана комиссия по организации и проведению комплексной проверки сохранности культурных ценностей, находящихся в фондах Государственного музея РЮО и временно хранящихся в Северо-Осетинском Национальном музее Владикавказа. Хотелось бы, чтобы эта комиссия с честью справилась с возложенной на нее задачей и, наконец-то, материалы ЮОНИИ и Госмузея Юго-Осетии, вывезенные на временное хранение в РСО-А, были возвращены Республике Южная Осетия, государству, которому они принадлежат по праву.

Думаю, что нам окажет соответствующую помощь директор Северо-Осетинского Национального музея, уважаемая Лариса Хангериевна Сохиева.

Р.ГАГЛОЕВ, директор ЮОНИИ им.З.Н.Ванеева, засл.деятель науки РЮО, канд.ист.наук, археолог