Ростислав Дзабраев пытается соединить американскую культуру — с осетинской

26-летний танцовщик и хореограф Ростислав Дзабраев прилетел в Осетию из Америки, чтобы дать несколько концертов во Владикавказе и Ардоне:

— Ростислав, как Вы попали в Америку?

— Меня заметили во время американских гастролей Санкт-Петербургского театра балета Марины Медведской и пригласили в Высшую балетную школу штата Теннеси, город Кингспорт.

— Вас пригласили работать в качестве кого?

— В качестве педагога, репетитора и танцовщика. Первое, что я поставил — это русский народный танец. Он так понравился, что его ставили и в других штатах, не только в штате Теннеси. Потом я стал ставить с детьми осетинские танцы. Ставил девочкам нашу джигитовку.

— А почему не медленные танцы? Почему быстрые?

— Они не знают нашей культуры, нашей истории, нашей традиции. Без этого ставить медленные танцы очень сложно. Поэтому я начал с зажигательных танцев. Потом уже можно будет учить их медленным танцам.

— На сцене Осетинского театра в вашем концерте мы что-нибудь увидим из ваших осетинских постановок?

— Только танец приглашения — хонга кафт.

— Разница между танцовщиком и хореографом-постановщиком примерно такая же, как между артистом и режиссером. Не каждый артист может быть режиссером. Как они определили, что ты не только можешь сам танцевать, но и ставить танцы?

— У меня уже был опыт хореографа в России. На американских гастролях в моей постановке они видели «Вихрь». Но вначале меня все-таки проверили на прочность: мне дали детей, которые ничего не умели делать. Занимаясь с ними один раз в неделю, я должен был научить их балетным шагам и затем поставить с ними танец. После того, как я поставил танец и его увидели педагоги из других балетных школ — меня стали приглашать преподавать и ставить. Сейчас у меня тоже несколько приглашений.

— Завтра на сцене Осетинского театра мы увидим Вас как танцовщика «Dance Alive National Ballet». Я не сильна в американском балете. В чем «фишка» этого коллектива?

— Во-первых, этой труппе пятьдесят лет. Это коллектив с традициями. Изюминка в том, что директор — Kim Tuttle — ставит свои балеты, которые она сама придумывает. Они оригинальные, свежие. Например, у нее есть балет на сюжет олимпийских игр. Мне интересно с ней работать. На следующий год я хочу привезти в Осетию весь коллектив «Dance Alive National Ballet».

— Где базируется «Dance Alive National Ballet»?

— В Штате Флорида, город Генсвилл. Этот город называют сердцем Флориды. Я не только танцую, но и преподаю в этом коллективе. При нас есть школа, где я тоже преподаю.

— О чем Вы мечтаете?

— Я бы хотел поставить большой балет, но пока нет такой возможности.

— Сколько времени у Вас уходит на репетиции?

— Занимаюсь пять дней в неделю с 9.00 до 17.00.

— Вы — выпускник классического отделения Башкирского хореографического училища имени Рудольфа Нуреева в Уфе. Сколько человек из вашего выпуска остались в профессии?

— Я выпускник 2004 года. Это — пятнадцатый выпуск училища. Кстати, председателем государственной выпускной комиссии у нас была Светлана Адырхаева. Кто из моих однокурсников остался в балете? Несколько девочек, а из мальчиков, насколько я знаю, никто.

— Вы помните свое самое первое выступление на сцене?

— Да, это было здесь, в нашем Лицее искусств. Мы танцевали польку, помню, что я очень стеснялся танцевать с девочкой, держать ее за руку.

— У Вас есть кумиры в профессии?

— Михаил Барышников и Рудольф Нуреев.

— Кому Вы обязаны тем, что связали свою жизнь — с балетом?

— В первую очередь — моей маме и своим педагогам. Здесь, во Владикавказе, в Лицее искусств, я занимался у очень сильного хореографа-классика Тугаза Мисостовича Гиоева.

— Расскажите о своей маме.

— Мама сама очень любила танцевать. Она танцевала у Батырбека Соппоева, водила меня с собой на все репетиции. Я и сейчас помню, как Соппоев стоял на носках.

— Кто мама по профессии?

— Бухгалтер.

— Вы женаты?

— Нет.

— Вы планируете жить после окончания балетной карьеры в Америке?

— Я, конечно, буду жить в Осетии. Но пока я молод, пока я танцую, я буду жить в Штатах, потому что там больше возможностей для карьерного роста.

— Вы уже успели посмотреть мир?

— Да, я был с гастролями в Швеции, Финляндии, Египте, на Бермудских островах… В ближайших планах — поездка в Бразилию на интернациональный фестиваль танца и в Гонконг.

— Вы давно не были в Осетии. Что изменилось?

— Стало очень много машин. Люди стали с большей агрессией смотреть друг на друга.

— Я слышала, как вы с мамой говорили на хорошем осетинском…

— Я же Ардонский! Это потом мы переехали во Владикавказ, чтобы я мог учиться в Лицее искусств. Один концерт я сейчас дам на своей родине — в Ардоне.

— Американский трудно было выучить? Или Вы ехали работать в Америку уже со знанием языка?

— Выучил очень быстро, потому что в моем окружении не было русскоговорящих. Приходилось все время выражать свои мысли по-американски. Потом втянулся.


Справка:
Ростислав Дзабраев в детстве танцевал в ансамблях: «Маленький джигит», «Легенды гор», «Осса». В 1992 году поступил в республиканский Лицей искусств. После седьмого класса перевелся в училище искусств имени Валерия Гергиева.
Лауреат конкурсов «Москва приглашает друзей», III Международного фестиваля имени Махмуда Эсамбаева «Надежды Европы» в Сочи, Международного конкурса «Жемчужина Крыма».
После окончания Владикавказского училища искусств переехал в Санкт-Петербург. Стажировался в труппе балета Мариинского театра. Окончил хореографическое училище в Уфе. Работал в Уфимском театре оперы и балета. В 2006 году был приглашен в балетную труппу имени П.Чайковского (Санкт-Петербург). В настоящее время живет и работает в Америке.

Мадина ТЕЗИЕВА