Франко-бельгийские мотивы во Владикавказе

В конце апреля во Владикавказе в течение четырех дней проходили показы франко-бельгийского цикла известного режиссера-документалиста Вадима Цаликова.

На премьере фильма «Офлонский роман» в кинотеатре «Терек» в зале не было свободного места. Зрители с большим интересом приняли документальные картины Вадима, о чем свидетельствуют и аплодисменты по окончании фильмов и обсуждения представленных картин.

Франко-бельгийские истории, рассказанные Вадимом Цаликовым, нашли отклик у самых разных поколений любителей кино и покорили своей глубиной и эмоциональностью, серьезным профессиональным решением. Неслучайно его первый фильм трилогии «Офлонский роман» уже побывал на престижных международных кинофорумах в США и Франции и получил награды на кинофестивалях.

Жители Владикавказа также стали первыми зрителями его нового фильма «И целой жизни стоит…» премьера которого состоится 17-го мая в Центре науки и культуры в Брюсселе . О своих впечатлениях о картинах Цаликова с нами поделились зрители :

» …В увиденном фильме понравилось, как режиссер раскрывает своих героев, это не то, так называемое «форматное кино», которое сейчас идет на наших телеэкранах. Мы видим подлинные истории жизни художников и окружающих их людей, которые оставляют след в памяти зрителей…»
Султан Цориев, кинорежиссер ,Заслуженный деятель искусств РФ.

«Мне очень понравился фильм «Прекрасное время в Офлансе». Необычна сама манера наблюдения, впечатление, что ты сама попадаешь в атмосферу французской деревни, знакомишься с ее жителями. Удивительные люди, очень, на мой взгляд, хорошая музыка, которая задает ритм всему фильму…»
Алина Ходова , студентка

» В фильмах, которые я посмотрел, хорошая работа режиссера, оператора, композитора. То есть, все гармонично. И герои, которых интересно слушать. Хорошо, что нет текста, который, наверное бы, отвлекал…»
Валерий Батагов, студент

Сейчас, когда художественные фильмы пытаются снимать как документальные, а документальные сюжеты, как художественно-тематические, увидеть настоящий документальный фильм — большая редкость. И, конечно, когда в искусстве все меняется так быстро, и не осталось никаких строгих критериев стиля и жанра, документальное кино в наибольшей мере должно сохранить себя от модернистских течений, от рекламности и от комментариев.

Наверное, в полной мере это не возможно, поскольку и перед камерой и за камерой стоит человек с его сложным неоднозначным внутренним миром и меняющимся настроением. Я увидела в работах Вадима Цаликова эту самую попытку сохранить чистоту жанра. У него получается сделать взгляд режиссера-документалиста наиболее беспристрастным, наиболее приближенным к повседневности или, по крайней мере, просто добрым и изучающим. Фильмы Вадима Цаликова я смотрю с интересом и удовольствием. С интересом потому, что самому режиссеру не безразличны его герои и обстоятельства их развития, но в этом интересе нет предвзятости, и преднамеренности, а есть вдумчивое изучение и вслушивание. Его камера не только скользит по поверхности видимого и проявленного, но и внимательно вглядывается в более глубинные аспекты характеров и обстоятельств. Режиссерский взгляд и его личное отношение к героям не навязывают зрителю некое определенное мнение о персонажах, но, в тоже время, герои очень быстро становятся зрителю добрыми старыми знакомыми, которым ты сопереживаешь и судьбы которых тебе не безразличны.
У него получается расположить героев к откровенности и открытости и персонажи постепенно сами раскрывают свои секреты и свой внутренний мир. Я вижу за этим профессиональный подход и кропотливую работу.
А с удовольствием я смотрю фильмы Вадима потому, что они сняты технически очень художественно, с ненавязчивым вниманием к деталям, к цвету, освещению и элегантно построенному кадру. Для меня, как художника, это всегда важно. Вадим получил художественное образование и в его работах это чувствуется. Я увидела способ творческого восприятия мира художником, для которого важны детали, как некие маркирующие знаки и символы судеб его героев. Определенная творческая манера мазка, композиции и цвета. Есть ясная гармония между колоритом фильма, его неторопливым повествованием, меланхоличной исповедью героев характером самого режиссера и его собственной судьбой, также достойной интереса и уважения.
Людмила Байцаева ,Заслуженный художник РФ

Материал подготовила Наталья Акопова
Владикавказ-Москва