Берал Мадра провела параллель между осетинской «Аланикой» и турецкой «Синопале»

«Как проводить выставки в городах с особыми сообществами и особыми социально-экономическими ситуациями», — так называлась лекция турецкого искусствоведа Берал Мадра, прочитанная ею 9 августа в рамках работы международного художественного симпозиума «Аланика».

Берал Мадра сделала акцент на политике инвестиций в современное искусство со стороны частного сектора. В Турции проследить историю этого вопроса можно с 50-х годов XX века, а в современной России — с 1990 года. В качестве примера Берал Мадра привела проекты, руководителем которых она являлась в течение последнего десятилетия. Один из этих проектов — центр современного искусства в городе Диярбакыр (курдская столица региона).

Рассказывая о своеобразии этого города, лектор показала фотографию культового сооружения, которое последовательно являлось христианским храмом, синагогой, мечетью. Это многоконфессиональный, поликультурный город, но в 90-х годах Диярбакыр был проблемной зоной. При финансовой поддержке фондов Европейского союза в городе был открыт Центр современного искусства с фотостудией, видеостудией, конференц-залом. Инициативу создания Центра современного искусства частный сектор Диярбакыла воспринял негативно. Площадка культурного центра действовала лишь в течение трех лет, затем проект был закрыт.

Еще один проект — «Синопале» (по аналогии с биеннале). Синоп — город на Черноморском побережье Турции. Это — древний город, представляющий историко-археологическую ценность. Достаточно вспомнить, что именно в Синопе жил Диоген. Но в городе есть проблемы. Одна из этих проблем — тюрьма. Бывший греческий арсенал во времена Оттоманской империи был переделан в тюрьму. Тюрьма существовала до 1995 года. Именно в этой тюрьме по политическим причинам отбывали срок многие известные художники, писатели, поэты. Десять лет назад группа инициативных людей решила использовать здание тюрьмы для «синопале». Прошлым летом в Синопе прошло уже четвертое «синопале».

Первое «Синопале» проводилось под лозунгом «Вещь». Один художник для инсталляции сфотографировал в городе всех курочек и петушков особой синопальской породы. Вторая «синопале» прошла под девизом «Новый порядок вещей». Как и международный симпозиум «Аланика», «Синопале» длится пятнадцать дней, во время которых художники творят и выставляют свои работы. В Синопале существует промышленность, связанная с изготовлением лодок, поэтому несколько работ были связаны именно с лодками.

Говоря о Стамбуле, как культурной столице Турции, Берал Мадра рассказала об освоении 1,5 миллиона евро на внедрение проекта, связанного с передачей современного искусства в 40 районов Стамбула из двух районов города, в которых оно развито. «Муниципалитеты построили Дворцы культуры в районах, но что там внутри? Какое наполнение? Их выставки отдавали «попсой»», — констатирует Берал Мадра. Важно, что в этих районах в рамках реализованного проекта были организованы выставки современного искусств для детей, ведь, по мнению Берал Мадра, вкус к современному искусству надо прививать с детства!
Мадина ТЕЗИЕВА. Владикавказ