ART КАВКАЗ NEXT в залах Национального музея РСО-А

Каждый день в 11 часов дня в Национальном музее РСО-А (пр.Мира, 11) проходят лекции и презентации участников форума молодых художников ART КАВКАЗ NEXT, проходящего в рамках международного симпозиума «Аланика».

Молодой художник из Грозного Тамара Тайсумова начала выставляться с 2005 года. Названия ее работ — «Осень души», «Любовь», «Сломанные цветы», «Маковое поле» — и выставок, в которых она принимала участие, — «Молодые краски Чечни», «Зов души», «Меланхолия», «День Чеченской женщины» — говорят сами за себя: Это, если так можно сказать, «женская лирика» в живописи.

Но не только: Тамара прошла со своим народом тяжелый путь. Больше всего запоминаются ее полотна, посвященные войне: серия «Крик безответный». Девушка работает в разных техниках: акрил, масло, мастихин, смешанные техники… Как любой молодой человек, она любит экспериментировать: так, например, у Тамары есть работа «Обратная сторона картины», на которой изображена… обратная сторона картины.

Художественное образование Тамара получила в Грозном, на факультете искусств ЧГПИ.

По-человечески интересной была встреча молодых художников Кавказа с художником-перформансистом Натальей Мали. Трудно назвать ее рассказ о себе презентацией, скорее, это — исповедь. Наталья рассказывала о своем визите в город предков — Дербент, о своих несанкционированных перформансах в Баку (в бывшем музее Ленина), в Риме, в Берлине. По ее мнению, «западное общество потребления абсолютно стирает индивидуальность», «Запад влияет негативно на культуру малого народа».

Из большого количества созданных ею перформансов, пожалуй, ей ближе всего «Кавказский пленник», где она предстает в горском одеянии своего деда с большим чемоданом в руках. «Для меня это — автобиографическая работа, — говорит Наталья Мали. — Я уехала со своей Родины и с тех пор кочую по всему миру». Ностальгия не проходит. Наталья призналась, что всегда начинает плакать, услышав звук моря.

«В поисках утраченного ритма» — еще один известный перформанс Натальи Мали, поставленный ею в Баку. В торговом центре на фоне Макдональдса подростки исполняют народный танец в национальных костюмах. На фоне торгового центра народный танец становится сувениром, предложенным на продажу. Представители коренных национальностей становятся гостями в своей собственной стране…

«Выход через сувенирную лавку» — об этом документальном фильме, посвященном британскому художнику стрит-арта Banksy, рассказал куратор «молодежного крыла» «Аланики» Тимур Мусаев-Коган. Эксперименты с повторяющимся изображением хорошо передают феномен навязчивости, так свойственный современному искусству, когда кажущаяся власть образа (при бесконечном его повторении) становится настоящей, пугающей реальностью мира, в котором мы живем.
Мадина ТЕЗИЕВА. Владикавказ
На фото: молодой участник форума — чеченский художник Тамара Тайсумова