Вадим Цаликов о Всероссийской конференции «Документальное кино — в школы»

В Самаре завершился юбилейный ХХ Международный кинофестиваль фильмов для детей и юношества. Как отметил в своем обращении к кинофоруму Президент России Владимир Путин, « …фестиваль несет высокую просветительскую, образовательную и воспитательную миссию, предоставляет юным зрителям отличную возможность познакомиться с классикой и новинками отечественного детского кинематографа, увидеть на экране лучшие фильмы…»

В этом году кинофорум посетило множество почетных гостей, среди которых актеры Елена Цыплакова, Марина Яковлева, Виктор Васильев, режиссеры Вадим Цаликов, Олег Штром, Алексей Малечкин, Сергей Русаков и многие другие.
Специально из Чехии на фестиваль приехали сценарист и режиссер Зденек Трошка и драматург и организатор международных проектов в области кино Эмилия Хавиарова. Среди очень насыщенных фестивальных дней, наполненных кинопоказами игровых, документальных, анимационных фильмов и встречами со зрителями была проведена Всероссийская конференция «Документальное кино — в школы», которую провели Союз кинематографистов России совместно с Самарским отделением СК, Ассоциацией документального кино России. Мы попросили поделиться своими впечатлениями участника конференции, известного режиссера и сценариста, входящего в Правление Союза кинематографистов Российской Федерации и Ассоциации документального кино СК РФ, Вадима Цаликова.
— Вадим, Вы не в первый раз участвуете в этом кинофестивале: в прошлом году Вы получили один из главных призов кинофорума. Что заставило Вас вновь привезти картину «Беслан. Память»?
— Наша картина «Беслан. Память» получила в прошлом году Приз жюри фестиваля и была показана на многих киноплощадках города и Самарской области. Фильм тогда вызвал большой интерес молодежной аудитории и в этом году я его снова привозил на кинофестиваль. Кстати, приходило много писем к нам в Москву и от зрителей, которые видели предыдущие фильмы из бесланской тетралогии. Это очень трогательные послания, которые я передаю бесланским школьникам в Музей памяти…
— Почему для проведения конференции был выбран именно Самарский кинофестиваль?
— Самара была выбрана не случайно, поскольку для разработки концепции российского кинообразования трудно представить более подходящую площадку. Именно этот фестиваль обладает большим практическим опытом работы со зрительской аудиторией. В этом году ему исполнилось 20 лет. За это время здесь показывали свои картины лучшие режиссеры, работающие для детской и молодежной аудитории — Леонид Нечаев, Владимир Грамматиков, Олег Штром, Зденек Трошка, на кинофоруме проводили свои мастер-классы Юрий Назаров, Людмила Мальцева, Виктор Сухоруков, Елена Цыплакова и многие другие. Могу привести один пример: только в прошлом году за несколько фестивальных дней показы посетили более 48 тысяч человек практически из всех муниципальных районов и городов области. Здесь начали возрождаться традиции киноабонементов и кинолекториев для детей и подростков, очень успешно работают детские и юношеские киностудии при школах искусств и общеобразовательных школах…
— Кто принял участие в работе конференции?
— Прежде всего те люди, которые хорошо знают проблемы современного кинематографа для детей — режиссеры, актеры, продюсеры и организаторы кинофестивалей, а также на нашем круглом столе были и представители Секретариата Союза кинематографистов, министерства культуры Самарской области, педагоги, представители Центрального Красногорского архива кинофотодокументов…
— Что можно было бы особо выделить из проблем, затронутых во время этого разговора?
— Проблем много. И одна из главных и наиболее болезненных состоит в том, что у нас практически на сегодняшний день исчез российский детский игровой кинематограф, за исключением, может быть, анимации. В кинотеатрах его практически нет, появляются лишь единичные проекты, как, например, вышедший в прошлом году фильм Олега Штрома «Тайна четырех принцесс». Кстати, советую его как фильм для семейного просмотра. Все остальное замещает голливудская кинопродукция. Соответственно отсюда вытекают и последствия — общее низкое эстетическое образование детей и подростков, неспособность основной части зрительской аудитории постичь язык кино. Проблема и в подготовке педагогических кадров, которая, по большому счету, не включает в себя вопросов кинообразования. Также тяжело обстоят дела и с документальным образовательным кинематографом …
— Кстати, я знаю, что на этом фестивале школьники смотрят документальное кино. Как они его воспринимают?
— Без преувеличения могу сказать, что с большим интересом. Могу судить и по своим показам и по показам своих коллег. Школьники очень эмоционально воспринимают подлинные документальные картины, касающиеся истории страны, жизни их сверстников и окружающих их проблем. На фестивале уже давно с успехом работает программа «Во славу Отчизны», включающая в себя фильмы о Великой Отечественной войне. По окончании фильмов аудитория очень долго не отпускает создателей картин, задается очень много вопросов, проходит очень живое обсуждение увиденного…
— Возвращаясь к итогам конференции, какой выход из сложившихся проблем видят кинематографисты и педагоги, есть ли какие-то конкретные предложения?
— Мы привыкли говорить, что у нас имеется два важнейших социальных института: семья и школа. И они должны в первую очередь содействовать тому, чтобы искусство, а кино в частности, стало неким инструментом воспитания. Это правильные и хорошие слова, но подкрепляться они должны практикой, конкретными действиями. На сегодняшний момент существует разрыв взаимодействия минкульта и министерства образования в этой сфере. Педагоги — энтузиасты часто на свой страх и риск проводят внеклассные показы фильмов, которые они считают необходимым для воспитания школьников, но четкой отлаженной, рекомендательной, если хотите, системы в этом плане нет. Хорошо, что в Самарской области есть фестиваль, организаторы которого могут помочь педагогам в этой проблеме. Но это единичный случай взаимодействия, который отсутствует в других регионах. Поэтому мы и обозначили ряд конкретных действий, которые, надеюсь, помогут в этом вопросе. Можно говорить и о впереди идущих планах — создания ресурсов для кинотворчества и образования детей и подростков в виде строительства специальных кинотеатров, открытии киноклубов, подготовке грамотных педагогических кадров, но нужны и ближайшие действия. От Ассоциации документального кино мы выступили с предложением создания экспертной комиссии документалистов, которая будет заниматься отсмотром и отбором неигровых картин с рекомендацией их для показа в учебных заведениях Самарской области. Своего рода программа «сто лучших документальных фильмов». Опыт в этом плане у нас достаточный, поскольку Ассоциация уже занимается ежегодной экспертной оценкой документальных картин, снятых при государственной поддержке. Эта идея была поддержана на конференции, и мы договорились о координационной работе с местными кинематографистами, организаторами кинофестиваля и представителями минкульта, будем ждать ответа и от минобразования области. Надеюсь, что в этой общей работе мы сможем увлечь современную молодежь, перенасыщенную информационными технологиями, привить им вкус и любовь к по-настоящему хорошему кино. Первые шаги навстречу при помощи фестиваля уже сделаны…
Спрашивала Мадина ТЕЗИЕВА