Недопустимо доверять реставрацию памятников архитектуры неспециалистам, — реставратор Александр Лесовой

Один из ведущих российских специалистов реставраторов Александр Лесовой приехал в Южную Осетию с важной миссией – помочь Министерству культуры республики организовать работу по реставрации памятников архитектуры. Приезд специалиста в республику был обусловлен ситуацией, сложившейся вокруг двух важнейших храмов Южной Осетии – Тирского монастыря(XII-XVI вв.) включенного ЮНЕСКО в список памятников всемирного наследиям и Церкви Святой Троицы (Гомарты дзуар). Бригада рабочих, не владеющих специальными знаниями и практическим опытом в области реставрации исторических памятников, приступила к восстановлению Тирского монастыря. Эти же рабочие “поработали” и в Гомарт.
Работы в срочном порядке были приостановлены до приезда специалиста. В интервью ИА «Рес» Александр Лесовой рассказал о том, какой вред был нанесен Тирскому монастырю, о работах, которые будут проведены в ближайшее время и многом другом.

— К памятникам архитектуры такого уровня как Тирский монастырь ни в коем случае нельзя допускать неквалифицированных рабочих. Кроме того, прежде чем проводить какую-либо работу, крайне важно сделать физико-химический анализ штукатурного слоя, красочного слоя, исследовать все строение, выполнить проектно-сметную документацию. Без всего этого можно выполнять только противоаварийные работы. Здесь же рабочие вошли внутрь храма и начали заниматься восстановлением внутренних стен, где частично сохранилась фресковая живопись. По результатам поверхностного исследования, рабочие расчистили лишь стену, где живопись уже не сохранилась. Сами фрески находятся в основном в алтарной части. Для вынесения более точного вердикта необходимо провести более тщательное исследование. Сейчас сложно сказать повреждены фрески или нет.

— Как вы можете оценить общее состояние строения?
— Состояние у него удовлетворительное, но необходимо провести противоаварийные работы, чтобы устранить протечки кровли.
Обязательно нужно провести большую воспитательную работу среди населения. Здесь, в храмах Южной Осетии принято зажженные свечи устанавливать не на подсвечники, а прикреплять к стенам. Это является причиной законченности фресок их замасливания. Это же провоцирует их разрушение. Необходимо провести через средства массовой информации большую работу и довести эту информацию до людей. А со стороны Минкультуры будут приняты меры – в храме будут установлены специальные подсвечники с песком, куда можно будет поставить поминальные свечи.

— Какие виды работ планируется провести в храме в ближайшее время?
— Исключительно противоаварийные: укрепление кровли, замена и докомпановка каких-то деталей, будет сооружен водоотлив, контрфорсная стена, чтобы осадки не заливали часть собора, небольшой объем противоаварийных работ на колокольне.

-В ближайшей перспективе планируется реставрация фресок Тирского монастыря?
— Специалисты, которые могут сделать эту работу – есть. Но, прежде всего, необходимо разработать программу по восстановлению памятников архитектуры Южной Осетии и понять, какие объекты приоритетны, что конкретно с ними надо делать, и какие деньги вкладывать. Для этого должны быть обследовать абсолютно все памятники на территории республики, составить перспективную программу и после, естественно, добиваться финансирования.
С министерством культуры мы обговаривали эти моменты, и возможно на следующий год будут проведены противоаварийные укрепительные работы фресковой живописи Тирского монастыря.

— Кто будет осуществлять контроль над проведением противоаварийных работ?
— Контролировать ход работ будет отдел охраны памятников Минкультуры Южной Осетии. С нашей стороны будут приезжать периодически специалисты, которые и будут помогать.

— Вы также осмотрели церковь святого Георгия Победоносца (Кавтийская) в Цхинвале. Как вы можете оценить ее состояние?
— С точки зрения сохранности конструкции строение в удовлетворительном состоянии. Сегодня для нас снимут с кровли элемент покрытия, и мы поймем ее конструкцию. Далиее мы дадим рекомендацию по ее изготовлению, расчистке всей кровли, переборке и креплению ее элементов.
На этом объекте проблема другого рода. Охранная зона памятника застроена. Местные жители установили свои постройки вплотную к зданию собору. Их необходимо ликвидировать. Проводить реставрационные работы в таких условиях будет довольно сложно, потому что нет даже кругового обзора памятника.

— И напоследок, как вы прокомментируете то, что неквалифицированные строители проводили восстановительные работы в Тирском Монастыре и святилище Гомарт?
— Без разрешения органов охраны памятников к таким объектам категорически нельзя допускать строителей. Самодеятельность, хоть и из лучших побуждений приносит намного больше вреда.

Инга Чехоева,
Иа «Рес»