АКИМ САЛБИЕВ: «Сегодня скромность в искусстве – самый короткий путь к забвению»

Разговор с кинорежиссером, лауреатом многих российских и международных кинофестивалей Акимом Салбиевым.

С Акимом Салбиевым мы вместе учились во ВГИКе в параллельных мастерских. Аким закончил последний актёрско-режиссёрский курс народных артистов СССР Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, я овладел мастерством драматурга под руководством лауреата премии американской киноакадемии «Оскар» Константина Черныха и его супруги Людмилы Кожиновой.

 — Аким, в прошлом году ты поставил спектакль «Соло для часов с боем» классика словацкой драматургии Освальда Заградника в Северо-Осетинском государственном академическом театре им. Владимира Тхапсаева.

— Это была моя давнишняя мечта. В осетинской версии я спектакль назвал «Башня надежды». Связано это с трудностями точного перевода оригинального названия. Легендарная пьеса 40 лет назад была поставлена во МХАТе Олегом Ефремовым, с участием корифеев театра – Андровской и Яншина, Грибова и Прудкина, Станицина и тогда молодых Ирины Мирошниченко и Всеволода Абдулова.

— Премьера прошла успешно, что в Осетии бывает, к сожалению, не часто.

— Над спектаклем мы работали достаточно кропотливо. Тема сегодня более чем актуальна, а сегодня даже на Северном Кавказе. Одинокие, но не потерявшие нежность чувств и желания жить пани Конти, Райнер, Хмелек и инспектор Мич держатся друг за друга изо всех сил, каждую пятницу приходя из дома престарелых в дом Франтишека Абеля. У каждого своё прошлое. К чему ворошить пепел прожитых лет, когда снег был белее белого?

— Не кажется, что провинциальный театр умирает?

— Я с этим не соглашусь. Возможно, не скромно, но на примере своей постановки объясню: мастера осетинского театра – Тамара Кабанова и Ахсарбек Бекмурзов, Роберт Битаев и Асахмат Айларов, Лактемир Дзтиев и молодые Индира Бацазова, Залина Галаова, Марат Скаев блестяще справились с этой сложной, пронзительной трагикомедией. Провинциальный театр, как ты говоришь, жив, и будет жить, потому как он репертуарный театр, разножанровый и многоплановый, который чувствует, что нужно народу.

— Аким, ты человек, представляющий культуру и искусство в разных ипостасях. Что надо сделать власти Северной Осетии для возрождения театра в Республике?

— Власть не возрождает театр. Власть может только поддержать усилия, порывы и желания творческих коллективов. А ещё больше – чаще ходить не просто в театр, а хотя бы на премьеры. Известно, что власть сама по себе, а искусство – всегда будет стоять особняком. Так было, так есть и так будет. Только культура, а не политика, может способствовать сближению народов Северного Кавказа. В своё время ваш покорный слуга разработал концепцию культурного развития Северного Кавказа и передал в аппарат полпреда СКФО. Но, как это обычно бывает, ответа не последовало…

— Что тебе известно о культурной жизни в Южной Осетии? Как там обстоят дела?

— Теперь почти ничего. Ни одни договорённости не были выполнены той стороной по представленным мною проектам, ни Президентом, ни министром культуры РЮО. Знаю, что в театре постоянно меняются руководители. От этого труппа не становится конкурентоспособной. Собственно говоря, те же проблемы, что и во всём регионе.

— Ты кинорежиссер, продюсер, автор и режиссёр многих художественных и документальных фильмов, отмеченных на российских и международных кинофестивалях. Какая ситуация в кинематографе на Северном Кавказе? Есть ли предпосылки, что национальное кино получит второе дыхание?

 — Ситуация сегодня в российском кино ужасающая. Просто об этом публично не хотят говорить, потому как тихо – тихо группа людей – продюсеров «пилят» деньги и тихо снимают, то, что хотят и то, что никто никогда не увидит. Идёт «освоение» государственных денег. На Северном Кавказе последние двадцать лет, можно сказать, нет никакого кино. Попытки возродить работу студий терпят крах. Кинематографисты Северного Кавказа не могут договориться: мешают амбиции и отсутствие единой идеи современного кинематографа. Это очень сложный вопрос. И по одному этому вопросу можно говорить часами, но только на уровне Президента России, потому как только он может понять и решить, разобраться в том, как некоторые мои старшие коллеги из большого кино дезинформируют его и подменяют ценности.

— И всё-таки, почему ты поехал ставить спектакль в Осетию? Это твоя шефская помощь исторической родине? Или что-то еще помимо этого?

— Шефскую и гуманитарную помощь я не оказываю, потому как это не входит в область профессиональных слагаемых режиссёра. Я люблю Осетию, я родился и вырос здесь. Не всегда она была благосклонна ко мне. Двадцать лет назад я получил высокое звание народного артиста Республики Северная Осетия – Алания из рук первого Президента Республики Ахсарбека Галазова.

Нынешняя власть так и не научилась говорить «спасибо», уже не говоря о том, что когда я проводил международные кинофестивали во Владикавказе, и на них мои гости были обласканы вниманием и различными наградами, чиновники забывали обо мне. Впрочем, это национальная черта. «Собрание обид» я стёр из памяти, как ненужный файл.

— Каким ты видишь выход из сегодняшней политики в области культуры на Кавказе? Может, есть какие-то положительные примеры?

— Я выхода пока не вижу. А что касается положительных примеров, пожалуйста, назову. Да, это возможно, не скромно, но как сказал реформатор театра Станиславский: «Скромность – самый короткий путь к забвению». Я добавлю два слова: «сегодня» и «искусство». Грандиозный юбилей Коста Хетагурова, гала – концерт, посвящённый Году культуры, Году литературы, фестиваль «Кавказ – наш общий дом!», премьера спектакля «Башня надежды», концерт, посвящённый 70-летию Победы. Вот именно эти работы я и считаю положительным примером. И пусть тянутся другие мои коллеги к культурным высотам, а не философствуют на тему «Как возродить культуру на Северном Кавказе?»

— Чем ты собираешься порадовать зрителей в 2016-ом году, объявленного Президентом России Годом кино?

— Как известно, столица Республики Северная Осетия — Алания, город Владикавказ, является – и заслуженно – одним из красивейших городов России, настоящей жемчужиной Северного Кавказа.

Именно в этом году уместно создать фильм, посвящённый нашей столице, по примеру уже всемирно популярных кинокартин: «Париж, я люблю тебя!», «Москва, я люблю тебя!», «Нью-Йорк, я люблю тебя!»…

 

Фильм «Владикавказ, я люблю тебя!», состоящий из десяти киноновелл, снятый десятью режиссёрами, которые наиболее ярко представляют нашу Республику в российском кино, станет большим культурным событием, объединяющим представителей не только всех народов, конфессий, проживающих в Осетии, но и для молодёжи, являющейся надеждой и нашим будущим.

— Какие шаги должна сделать Москва, чтобы культурная жизнь в кавказском регионе снова забила ключом?

— Москва плохо знает о культуре Северного Кавказа. А она богата и многогранна. Когда приезжают чиновники от культуры в наш регион, для них это экзотика – горы, шашлыки и пироги. Ощущение, как будто они приезжают в Кению или Занзибар. А это не так. Кавказ – это земля с многовековыми традициями и культурой. Поэтому, хватит лебезить и угождать «Центру». Нужно всегда достойно представлять своё лицо на любом уровне. Я всегда делаю это именно так!

 Досье:

Аким Салбиев. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народный артист Республики Северная Осетия – Алания, Республики Южная Осетия.

Кинорежиссёр, актёр, продюсер, сценарист, певец.

Президент ежегодного Открытого российского и международного кинофестиваля «Владикавказ». Лауреат премии «Лучшее перо России» за книгу киноновелл «Небесные племена».

Режиссёр-постановщик художественных фильмов «Короткая игра», «Между воскресеньем и субботой», «Ищу невесту без приданого», «Одиннадцать писем к Богу».

Автор документальных фильмов: «Сергей Бондарчук. Последнее интервью», «Жан-Поль Бельмондо. Баловень судьбы», «Майкл Джексон в Москве», «Ален Делон. Кинозвезда», «Хулио Иглесиас в России», «Тамара Макарова. Свет звезды», «Август. Цхинвал», «Георгий Семёнов. Знак вечности», «Леонид Рошаль. Без лишних слов», «Concordia. Согласие».

 Виктор Буйвидас. Владикавказ.