«Национальный колорит» возродился как Феникс из пепла

Орган печати Союза художников РСО-А — журнал «Национальный колорит» — по финансовым причинам не выходил в свет долгих три года. И вот — радостное событие: редакция журнала возобновила свою работу. Вышел в свет новый номер.
«Мы возродились как Феникс из пепла», — комментирует это радостное событие главный редактор издания живописец Вадим Пухаев.
А начиналось все на заре Интернет-эпохи в начале «лихих девяностых» с первого сайта об искусстве Осетии под названием «Арв-Арт», созданного художником Вадимом Пухаевым. Российские арт-критики сразу же окрестили этот проект «жемчужиной русского Интернета». «Арв-Арт» вошел тогда в пятерку лучших сайтов среди представленных 114 на конкурс специализированного журнала «Домашний компьютер». «Лично у меня такое ощущение, что я побывала на замечательной художественной выставке, и единственное желание — увидеть картины из этой виртуальной галереи воочию», — писала тогда журналист «Домашнего компьютера» Ольга Шемякина.
У председателя республиканского Союза художников Таймураза Маргиева возникла идея версию сайта издавать на бумажном носителе в виде специализированного журнала в качестве органа печати Союза художников РСО-А. К реализации этой идеи он подключил Вадима Пухаева.

 

Это было смелое решение. До сих пор ни у одного творческого союза в регионе нет своего журнала, а у нас он есть! Журнал изначально начал выходить поквартально, планировалось, что он станет ежемесячным… Увы… Проект не является коммерческим. Тираж невелик. Сейчас прогноз — всего один номер в год. Видимо, будет увеличено количество страниц.
Важно то, что удалось привлечь к сотрудничеству профессиональное сообщество искусствоведов не только Северной и Южной Осетий, но и региона в целом. Так, например, в свежем номере «Национального колорита» о проекте «Отражение Европы» (Европа глазами осетинских художников) рассказывает Фатима Сулейманова (Адыгея). Интересно читать, как был воспринят этот проект в Майкопе, где он экспонировался в числе других столичных городов.
«Национальный колорит» активно продвигает творчество молодых художников. В рубрике «Творчество молодых» опубликовано исследование двух искусствоведов — Валентины и Анны Зима (мать и дочь) о творчестве Анастасии Евграфовой. «Она выстраивает конструкции своих образных миров бережно, легко и воздушно прикасаясь к холсту, словно оберегая самою идею в ее фарфоровой чистоте и хрупкости», — пишут авторы о стиле Анастасии.
«Пересечение метафор Харебова-младшего» в рубрике «Творческий портрет» стало объектом исследования искусствоведа Людмилы Бязровой. В семье Харебовых, как известно, все — художники. Причем каждый из них абсолютно самобытен: Валана Харебова не перепутаешь с Давидом, а Давида — с его сестрой Владой. «Именно глубокий интерес к творчеству отца помог сыну выработать иммунитет от формальных приемов постмодернизма», — замечает Людмила Бязрова.
В журнале представлено не только творчество живописцев, но и скульпторов. Искусствовед Ольга Матвеева рассказывает о скульптурах Ибрагима Хаева так интересно, что их открываешь для себя вновь. Сын скульптора Хаева и оперной звезды Билаоновой, Ибрагим сумел взять от родителей лучшее: его работы «музыкальны» в самом высоком смысле этого слова.
Искусствовед Мадина Каряева рассматривает перспективу отношений между Южной Осетией и Крымом на примере выставки «Южная Осетия-Крым» в Симферопольском художественном музее. На ней было представлено творчество 22 югоосетинских художников. Симферопольскому музею художник Сармат Зассев подарил картину с изображением цхинвальского храма Пресвятой Богородицы. И это символично! Ведь Крым и Алания — это одно культурное пространство, одна традиция, идущая из глубины веков.

 

 

Мадина ТЕЗИЕВА
15 IronPost