Где отдача от кредитов?

Если в 1990 годах фермерство в России стало зарождаться, то в Южной Осетии недееспособный режим Чибирова безуспешно тужился возродить колхозы, совхозы и госхозы. В изжившие себя, в новых экономических условиях, хозяйства были вложены большие по тем временам средства, а отдача оказывалась нулевой. По инерции работая старыми советскими методами, не только в сельском хозяйстве, но и в других отраслях, правительства Чибирова в конечном итоге оказывались у пустого и разбитого корыта.

Кардинально ситуация изменилась в середине 2000-х годов, когда в республике начал формироваться фермерский класс. В 2005 году министерством сельского хозяйства Южной Осетии была разработана программа восстановления и развития сельскохозяйственной отрасли. Приоритетным направлением программы является развитие крестьянско-фермерских хозяйств. С зарождением фермерства, руководители фермерских хозяйств обещали насытить рынок качественной местной сельхозпродукцией и значительно снизить цены при условии, что государство им поможет.

И с середины 2000-х годов началось государственное финансирование крестьянско-фермерских хозяйств. В 2006 году фермерским хозяйствам была выделена помощь в виде кредитов на общую сумму более 12 млн. руб. В 2007 году для поддержки фермеров было выделено около 8 млн. Эта сумма в равных пропорциях была распределена среди четырех районов республики. Помощь получили 34 фермера.

В 2008 году финансовую помощь от государства получили уже около 70 крестьянско-фермерских хозяйств. Правительство подняло планку финансирования до 15 млн рублей! Данная сумма опять была равномерно распределена между районами республики.

А в 2010 году для развития фермерских хозяйств была выделена беспрецедентная для Южной Осетии сумма — 40 млн рублей. По 10 млн на каждый район республики. Эти средства были выделены в виде товарно-денежных кредитов сроком на пять лет. Причем это беспроцентные кредиты!

То есть, государство создало комфортные условия фермерам Южной Осетии, помогая им беспроцентными кредитами, удобрениями, техникой. Желающим создать фермерское хозяйство государство идет навстречу, естественно, учитывая параметры бюджета. В любом случае, земли для открытия фермерского хозяйства выделяются без проволочек. В общей сложности в Южной Осетии на данный момент насчитывается более 200 крестьянско-фермерских хозяйств. Можно утверждать, что, пожалуй, нет в мире государства, которое бы уделяло такое предметное внимание развитию фермерского движения, как Южная Осетия.

Однако с нарастанием объемов финансирования государством фермеров, т.е. выполнения государством обещания финансировать фермеров, о котором последние просили, многие фермеры не торопятся выполнять данные ими обещания снизить цену на производимую ими сельхозпродукцию. К примеру, литр молока, завозимого из-за пределов РЮО, в магазинах Цхинвала стоит 40 рублей. По такой же цене его продают фермеры ранними утрами в жилых кварталах Цхинвала. Цена на килограмм местной и привозной клубники одинакова. Весной текущего года стоимость одного килограмма местных и привозных яблок стоил 80 рублей.

Надо отдать должное фермерам, а также жителям сел республики. С закрытием государственной границы с Грузией, из соседней республики перестала поступать сельскохозяйственная продукция, что стало детонатором взвинчивания цен. Этот фактор послужил локомотивом для развития сельскохозяйственной отрасли республики. И частники, и фермеры поняли, что спасение — в земле. За последние годы наметился сдвиг в сторону насыщения рынка местной продукцией. В республике появилось несколько форелеводческих хозяйств. Широкое распространение получает пчеловодство. Меда в Южной Осетии очень много. По-прежнему пользуется популярностью животноводство. Наконец-то и в Южную Осетию пришло интенсивное садоводство. В 2009 году в районе села Хетагурово фермеры высадили тысячи саженцев сербской яблони. В текущем году в Южную Осетию по линии министерства сельского хозяйства было завезено108 тысяч саженцев (виноград, яблони, сливы) из Сербии, которые были распределены между фермерскими хозяйствами, часть продана населению. Что еще сделать государству для фермеров?

В целом можно с уверенностью констатировать переориентацию народа республики с банальной купли-продажи в сторону производства сельскохозяйственной продукции. И крайне важно сохранить этот задел, поддержать и закрепить интерес людей к труду.

Вместе с тем, сохранение высоких цен на продукцию фермеры и частники объясняют отсутствием в Цхинвале специализированного государственного магазина, куда бы фермеры сдавали продукцию, минуя перекупщиков, фактически спекулянтов. Сейчас продукцию у фермеров скупают оптом перекупщики и продают ее с наценкой почти 100%. А в государственном магазине цены естественно будут ниже. Кстати, термин «спекулянтство», ликвидированный и выкорчеванный из законодательства в 90-х годах, снова возвращается в правовое пространство России, что должно стать импульсом и югоосетинских законодателей.

Вопрос открытия государственной торговой сети для реализации продукции фермеров несколько раз поднимал и президент республики Кокойты, однако, как видно, чиновники не торопятся идти навстречу пожеланиям фермеров и покупателей. Может быть, у перекупщиков-спекулянтов есть свое лобби во властных структурах?

В любом случае государство, наряду с помощью фермерам, обязано замкнуть цикл — поле-фермер-покупатель, и через сеть государственных объектов реализовывать продукцию в соответствии с покупательной способностью населения. Зачем тогда выдавать фермерам кредиты, если местная и привозная продукция реализуется по одинаковой цене?

Инал ТЕДЕЕВ, ОРТ, Цхинвал