Результаты комплексной проверки Счетной палаты стали темой пресс-конференции

Стенограмма выступления Олега Калаева

Результаты «Комплексной проверки соблюдения законодательства, эффективности использования бюджетных средств при исполнении бюджета Российской Федерации, местных бюджетов, получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в Республике Северная Осетия-Алания», которая проводилась Счетной палатой с 23 января по 17 февраля, стали основной темой пресс-конференции первого заместителя Председателя Правительства РСО-А Олега Калаева.

— Как Вы знаете, в республике проводилась плановая проверка, плановое контрольное мероприятие Счетной палаты России. Следует отметить, что подобного масштаба контрольное мероприятие имело место в республике последний раз в 2006 году.

С тех пор в Бюджетный Кодекс Российской Федерации было внесено очень много изменений, было принято более 30 федеральных законов, в том числе в части регулирования бюджетного процесса в субъектах Российской федерации. Такой большой объем новшеств и изменений, которые вносились в законодательство, привел к появлению каких-то недостатков, нарушений в организации бюджетного процесса и в республике, и в администрациях местного самоуправления г. Владикавказа.

Рассмотрение коллегией Счетной палаты результатов проверки — это очень серьезное мероприятие, которое часто заканчивается тем, что в субъектах Федерации меняются правительства, они просто уходят в отставку.

На этом обсуждении, где непосредственно присутствовал Глава республики Таймураз Дзамбекович Мамсуров, было отмечено, что большая часть нарушений и недостатков, которая была выявлена в процессе работы Счетной палаты, уже на время проведения коллегии была устранена. И после доклада аудиторов не было никаких вопросов к Главе республики, потому что сразу была отмечена оперативность, четкость в работе нашей республики в плане устранения тех недостатков и нарушений, которые были отмечены в акте.

При этом следует отметить, и это очень важно, что никаких серьезных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации — хищений бюджетных средств, нецелевого использования бюджетных средств ни в республике, ни в администрации г. Владикавказа и автономном учреждении «Футбольный клуб «Алания», который тоже проверялся отдельной командой со стороны Счетной палаты, не было обнаружено. Просто их не было.

Об этом свидетельствует даже тот факт, что материалы проверки не были переданы ни в прокуратуру, ни в Следственный Комитет, ни в другие правоохранительные органы. И я считаю, что это очень важно. Счетная палата — это самый мощный проверяющий орган в нашей стране, и проверки такого масштаба, такого уровня часто заканчиваются для тех, кого они проверяют, передачей материалов в прокуратуру, в следственные органы, а потом соответственно возбуждаются уголовные дела.

Я считаю, и для нас это очень важно, что достаточно уверенно, солидно мы прошли это контрольное мероприятие.

Теперь, что касается отдельного блока, который указывался в акте, и связывался с государственным долгом республики. Я позволю себе донести до вас краткий анализ этой проблемы. В организации той суммы госдолга, которую мы имеем сегодня, было 3 этапа.

Первый этап — 2007 и 2008 годы. Основа проблемы государственного долга республики возникла в те два года. В то время наша экономика не была на подъеме, этого не произошло по целому ряду причин, не буду на них останавливаться. У нас доходы, к сожалению, не росли в то время — ни собственные налоговые поступления, ни дотации, которые все субъекты получают на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из федерального бюджета, даже она у нас в то время не росла. А расходные обязательства росли серьезно.

В 2008 году мы потратили на два миллиарда рублей больше, чем потратили в 2007 году, и вот разрыв между доходами и расходами в 2008 году составил более трех миллиардов рублей. Основная часть государственного долга, к сожалению, возникла на этом рубеже. И к концу 2008 года сумма государственного была более трех миллиардов, это почти половина государственного долга, который мы сегодня имеем. Если вы помните, это было время, когда Глава республики очень жестко ставил вопросы перед федеральной властью по поводу того, что у нас практически не работала налоговая служба.

Второй этап, я бы его так назвал — кризис и выход из кризиса, а это 2009 и 2010 годы. Наши собственные доходы начали расти в этот период времени, и в 2010 году мы имели собственных доходов на два миллиарда рублей больше, чем в 2008 году. Это, как помните, был кризисный этап в развитии страны, и опережающий рост социально ориентированных обязательств, которые часто принимались на федеральном уровне — это и ежегодная индексация заработной платы бюджетников, и введение новых систем оплаты труда, и выплата кредиторской задолженности перед сотрудниками министерства внутренних дел, другие социальные выплаты. Все это ложилось на бюджет республики на фоне резкого снижения поступления акцизов от алкогольпроизводящей отрасли. В 2009 году мы были единственным субъектом Российской Федерации, в котором поступление акцизов было отрицательным. У всех прибавлялись, а у нас они в 2009 году составили 257 млн. рублей — это почти на миллиард меньше, чем прежде. Здесь надо было выбирать — как быть? И руководством республики, Главой было принято четкое, осознанное решение, что все социальные обязательства будут профинансированы полностью, в том числе, за счет привлечения специально для этих целей разработанных федеральной властью трехлетних бюджетных кредитов — так называемых антикризисных. Вот все это, в конечном счете, привело к тому, что все обязательства мы выполнили и никаких задержек по выплатам зарплат, социальных пособий, всех антикризисных мер, которые мы принимали в республике, не было. Но все это тоже в том числе сделало определенный вклад в рост нашего государственного долга, и мы к началу 2011 года вышли на 5,3 млрд . государственного долга.

И третий этап начинается с 2011 года. У нас уже начинают серьезными темпами прирастать собственные доходы, в 2011 году мы получили собственных доходов на 1,7 млрд. рублей больше, чем получили в 2010 году. По прогнозам в 2012 году мы еще два миллиарда прибавим по отношению к 2011 году.

Конечно, сейчас основная задача понятна руководству республики, понятна правительству — надо стабилизировать, чтобы у нас государственный долг не рос. Начиная со следующего года, при той же тенденции поступательного роста собственных доходов, нам надо выходить на профицитный бюджет, и к 2015 году выйти на уровень 4 млрд. рублей государственного долга. Программу правительственную на рассмотрение Главы по этой теме мы представим после широких обсуждений.

И последнее в части государственного долга, что бы я хотел сказать. В 2009 году, вводя эти так называемые антикризисные бюджетные трехлетние кредиты, федеральное правительство внесло изменения в Бюджетный Кодекс Российской Федерации, что бюджетные кредиты, взятые субъектами Российской Федерации, не влияют на расчет соответствующего норматива. И если вы посмотрите в акте Счетной палаты Российской Федерации, там так и указано, что в 2011 году по государственному долгу республики — норматив не нарушен. Поэтому соотношение госдолга к собственным доходам находится в рамках закона и составляет 41% у нас в республике, а не 100, как это недавно профигурировало где-то в прессе.

Измаил Есиев, заместитель главного редактора газеты «Северная Осетия»:
Олег Александрович, Вы только что упомянули о том, что некоторые издания с радостью, если так грубо выразиться, пережевывают эту тему, я имею в виду госдолг. Действительно мы на предпоследнем месте, не считая Мордовию, по этому показателю, по долгу? Что это означает для жителей республики, это может отразиться на жизни людей?

— Вы знаете, мы примерно в равных отношениях по этому показателю с Соединенными Штатами Америки. У них объем государственного долга тоже равен приблизительно уровню их экономики.
Я ничего опасного в тех цифрах, которые только что озвучил, не вижу. Еще в прошлом году лидером по этому показателю, то есть на последнем месте по госдолгу была Московская область, он у них составлял более 140 миллиардов рублей. Мы же не говорим о том, что жизнь и какие-то экономические и социальные процессы в таком субъекте, как Московская область хуже, чем в других субъектах. Ничего такого страшного нет, и это не тот показатель, которого надо бояться или пугаться. У нас из 6,4 миллиардов государственного долга более четырех миллиардов — это трехлетние бюджетные кредиты, очень дешевые с точки зрения их обслуживания. Это коммерческие кредиты бывают, как правило, дорогостоящие.

Я говорил, что на этапе выбора, брать эти бюджетные кредиты и повышать зарплаты бюджетникам, на новую систему оплаты труда переводить учителей, культуру, выполнять многие другие социально ответственные задачи, которые как раз напрямую связаны с благополучием конкретного человека — или не брать бюджетные кредиты и таким образом не прибавлять государственный долг. Вот на этом этапе Главой республики было принято решение, что мы все свои обязательства будем выполнять, пусть и за счет увеличения государственного долга. Когда экономика начнет наполняться налоговыми и неналоговыми доходами, мы тогда будем спокойно в рабочем режиме сокращать госдолг. Как я сказал, до 2015 года на 2 миллиарда уже сократим. То же самое делает и Московская область, и тот же Татарстан, и это нормальная финансовая практика. Так делают все государства. И у России как государства есть государственный долг, хотя есть и свои резервы золотовалютные. Мы третье место занимаем по резервам в мире, и при этом у нас есть государственный долг. Поэтому как любая компания — она развивается, она делает инвестиции, у нее есть собственные доходы, собственная прибыль, но она при этом, в том числе работает с заемным капиталом. Поэтому это не тот показатель, из-за которого надо переживать. Бюджетный Кодекс Российской Федерации сделан так, что эти все опасные моменты обложены специальными нормативами, и если этот норматив нарушается, сразу же загорается «красная кнопка». Мы можем иметь государственный долг в объемах собственных налоговых и неналоговых доходов. Поэтому, мне кажется, это излишняя драматизация этого факта, это обычная рабочая ситуация, с которой мы в течение двух — трех лет будем справляться.

Ирина Гугкаева, Северо-Осетинское радио.
— Олег Александрович, также промелькнула информация о том, что Южная Осетия после выборов Президента будет финансироваться не напрямую из России, а через Северную Осетию. Так ли это? Если да, то в какой форме это будет осуществляться?

— Это даже теоретически невозможно. Как мы знаем, Южная Осетия — это независимое отдельное государство, а все межгосударственные отношения решаются и сопровождаются на уровне министерства финансов Российской Федерации. Поэтому это просто гипотетически невозможно. Это нам настолько нужно поменять весь свод законов Российской Федерации, чтобы какой-то субъект, скажем, Чукотка будет деньги в Америку отправлять. Я бы просто сказал, что это нелепица. Даже не знаю, как прокомментировать по-другому.

Зарина Гибизова, ГТРК «Алания».
-Олег Александрович, какова точная сумма государственного долга на сегодняшний день? И как именно она влияет, как сказывается на жизни рядового человека, обывателя?

— Думаю, не все жители России, знают, какой долг у Российской Федерации. Как это может сказываться? Это не сказывается никак. Это бы сказывалось, если бы мы не имели государственного долга, но не выплачивали бы положенные законом пособия, мы бы честно отвечали — не можем, потому что не хватает собственных доходов, чтобы это сделать. Поэтому на жизни обывателя теперешняя ситуация никак не сказывается. Это обычный финансовый инструмент, с которым работает любая система управления.

Вадим Тохсыров , «15 регион».
-Вы обрисовали оптимистичную картину в части роста собственных доходов. Скажите, на чем он основан, если наши промышленные предприятия не в лучшем состоянии? И еще вопрос, в какую сумму бюджету республики в прошлом году обошлось содержание футбольного клуба «Алания»?

— Мы исходим из экономических прогнозов на ближайший период времени, исходя из сложившегося в республике и стране тренда. Реально сейчас экономика у нас на подъеме, и ежегодно у нас прибавляются собственные налоговые и неналоговые доходы почти на миллиард рублей — в нашем масштабе это достаточно серьезная сумма. Мы в отличие от многих соседей по округу, все-таки не аграрная республика, у нас доля именно промышленности в нашем региональном продукте достаточно высокая. Налог на прибыль, а он в основном показывает работу экономики, у нас больше 1млрд.200-1 млрд.300 рублей. Плюс налоги на имущество организаций. Что нам вселяет оптимизм? Во-первых, те меры, которые в целом и государство, и округ делают для повышения инвестиционной привлекательности региона. У нас есть ряд проектов, которые уже на ходу. Если взять в годовом исчислении весь налог на имущество юридических лиц, то это 500 млн. рублей. А вот с 2015 года компания «Русгидро», которая строит у нас на территории Зарамагские ГЭС, только эта одна компания будет платить почти 500 млн. рублей налога на имущество. И та работа, которая велась руководством республики с руководством компании, вылилась в действующее соглашение. Плюс достаточно серьезные меры принимаются руководством республики, чтобы все-таки вернулась какая-то часть нашей былой, знаменитой алкогольпроизводящей индустрии. Наконец разрешилась ситуация с «Истоком». Было обсуждение в формате Совета Федерации, и руководитель Росалкогольрегулирования на прямой вопрос нашего сенатора Олега Хацаева пообещал, что в течение этого года на территории республики начнут полноценно работать 4 нормальных, серьезных предприятия, включая «Исток». Только эти четыре предприятия сами по себе при нынешних ставках акцизов будут в состоянии дать более 1 миллиарда рублей ежегодных акцизов.

Второй вопрос — это футбольный клуб. Насколько я помню, это была самая крупная за всю историю выплата из бюджета — 472 млн. рублей в прошлом году мы выплачивали клубу, в том числе это было связано с тем, что с предыдущих времен накопились определенные долговые обязательства этого клуба. И чтобы вас успокоить, в этом году у нас в бюджете заложено всего 115 млн. рублей на финансирование футбольного клуба. Это доступная в масштабе 20-миллиардного бюджета сумма, достаточно подъемная для республики.

Пресс-служба Правительства РСО-А