В России дефицит политической воли

Миллиардер, председатель партии, доктор экономических наук, член-корреспондент РАН Глеб Фетисов рассказал о главных проблемах сегодняшней России.

— Ситуация такова. Мы окончательно восстановились после 90-х годов — достигли полной загрузки по производственным мощностям. Безработица низкая, мы полностью используем свои трудовые ресурсы. Таким образом, все основные драйверы экономического роста исчерпаны. Курс рубля достаточно стабильный, высокий — относительно резервных валют. Необходимы инвестиции, необходимо стимулировать инвестиционную активность.
— Куда же делись инвестиции?
— С моей точки зрения, все очевидно: сегодня российские предприниматели чувствуют себя некомфортно, не хотят инвестировать в развитие предприятий, в бизнес: нет надежной защиты прав собственности. Нет политической конкуренции. В итоге нет и уверенности в завтрашнем дне.
— То есть, основная проблема лежит в политической плоскости? 
— Основная причина спада инвестиций носит исключительно политический характер. Я в этом глубоко убежден. Власти должны одуматься, понять: с нынешней политической системой нельзя сделать страну инвестиционно-привлекательной.
Какой смысл вкладываться в бизнес, если его могут отнять? Поэтому многие сознательно закредитовывают свои предприятия — чтобы не отобрали. Но чем выше долговая нагрузка, тем сложней привлекать банковское финансирование, акционерный капитал. Все осторожничают.
Кроме того, Россия встроилась в систему мирового разделения труда. Основные отрасли, приносящие доход государству, встроены в мировые производственно-технологические и товарно-сырьевые цепочки. 
Замедление в таких крупных экономиках, как США, Китай или Индия, безусловно, приводит к снижению спроса на сырье, что, в свою очередь, вынуждает российские сырьевые компании резко сокращать свои инвестиционные программы.
Напомню, Советский Союз впервые столкнулся с «голландской болезнью» еще в середине 70-х годов прошлого столетия, после взлета мировых цен на нефть. Примерно с этого момента и начиналось то, что позже назвали «застоем». Поскольку следствие «голландской болезни» — схлопывание перерабатывающей промышленности, крен экономики в сторону добывающего сектора и сектора услуг. К чему, в общем-то, пришла и современная Россия. И если дальше это будет продолжаться, ничего радикально не изменится, мы очень скоро вообще выпадем из разряда мировых держав. Будет такой хороший, крепкий сырьевой поставщик, Россия, с двумя развлекательными центрами мирового уровня — Москва и Санкт-Петербург.
Экономическая теория дает очень понятные и ясные рекомендации, что делать с «голландской болезнью». Это не ново в мировой истории. Соединенные Штаты, начало XIX века. Отличная хлопковая и зерновая страна. Ковбои своим скотом снабжали всю Европу. Тем не менее, в 1825 году в Конгрессе развернулась бурная дискуссия: куда дальше двигать экономику страны? «Что вы делаете, мужики, — говорили участникам той дискуссии. — У вас же все отлично: зерно и хлопок растут, мясо «пасется», только забивай и отправляй. Какая сталь, какое машиностроение, зачем вам это все? Это все поставит Великобритания». Но ковбои сделали однозначную ставку на развитие машиностроения, выплавку стали и производство оружия. Тем самым дали экономике новый импульс, новую жизнь.
Этот путь проходят многие страны.
Если страна хочет быть устойчивой, необходимо нашим властям, наконец-то, понять: возрастающая отдача и рост производительности в долгосрочном горизонте возможны только в перерабатывающей промышленности. Давно пора российским властям включить меры по стимулированию перерабатывающих отраслей. Для этого нужна политическая воля.
В случае безвольной политики, как в современной России, когда одни (меньшинство) стригут «сырьевую» ренту и пускают несметные банки в роскошь, а другие (большинство) едва сводят концы с концами.
В стране творится настоящая вакханалия, пир во время чумы — одни только зрелища: Олимпиада, чемпионат мира по футболу, Универсиада, EXPO, АТЭС, ШОС. А народу нужен хлеб.
Политики во власти не прислушиваются к ученым. Если вам не нравится Академия наук, прислушайтесь к другим ученым… Согласитесь, ни один высокопоставленный чиновник не может быть суперумным. Он должен выслушивать мнения экспертного, профессионального сообщества. После этого все взвешивать и руководствоваться тем, что ему подсказывает разум и жизненный опыт. У нас, к большому сожалению, у многих политиков даже жизненный опыт весьма бедный. Мало кто из них достиг существенных высот в промышленности, в бизнесе… Часто всё, что у них было до назначения — это жительство — Санкт-Петербург или удачное пересечение с президентом.
«Сланцевая революция» в газовой отрасли показала, как быстро может меняться расклад на этом рынке. Семь лет, и картина поменялась кардинально. На подходе «сланцевая революция» в нефтянке; когда она произойдет — будет очень больно приземляться.
— Ваш прогноз на второе полугодие 2013 года и, может быть, на 2014-й. Возобновится экономический рост или останется по нулям?
— В 2013 не будет никакого ускорения. Для того, чтобы ускоряться, нужны инвестиции, а инвестиций нет и не предвидится.
Более того, раньше были иностранные инвестиции, но сейчас их мало — из-за ухудшения отношений с Западом, по мере того, как Запад сам начал борьбу за инвестиции, за деофшоризацию.
Поэтому сейчас у нас очень нехорошая ситуация на фоне отсутствия политической и экономической конкуренции, незащищенности прав собственности, когда нарушаются конституционные права граждан на то, что избирать и быть избранным.
В этих условиях даже опасно применять такие инструменты, как количественное смягчение валютного курса. Вот мы с вами экономисты, казалось бы, что проще, взять да провести кредитную накачку экономики. До того, как я занялся политикой, всегда себя ловил на мысли: ну, это же проще простого, о чем вы там думаете в ЦБ, давайте рефинансировать «длинные» кредиты, предоставлять беззалоговые кредиты. С этой идеей я выходил не один десяток раз: и Владимиру Путину писал записки, и в Центробанке на Национальном банковском совете предлагал рассмотреть…
Теперь я понимаю: любая количественная накачка в условиях отсутствия политической конкуренции, несменяемости власти и чрезвычайной централизации финансовых и властных полномочий, — это только вывод денег за границу. Чуть поднакачаем экономику деньгами — тут же сразу всё чиновники и крышуемый ими бизнес разнесут по офшорам. К сожалению, это факт. 
Текст: http://www.gazeta.ru/business/2013/08/05/5541965.shtml