Международный транспортный коридор Север – Юг
Начиная с 90-х годов XX в., всё активнее стала обсуждаться возможность создания международного транспортного коридора Север — Юг. Основное направление коридора: Финляндия — Санкт-Петербург — Москва — Астрахань — Каспийское море — Иран — Страны персидского залива — Пакистан — Индия.
Книга Владимира Жириновского «Последний бросок на Юг», написанная им в начале 1993 года и многократно переиздававшаяся, давно стала всемирно известной. Это своего рода политический бестселлер и в то же время произведение политической классики. Привлекательность этой работы Жириновского состоит, прежде всего, в замечательном предвидении, в точном прогнозе того, как будет идти мировое развитие в ближайшее время и в более отдаленную перспективу.
Россия вышла к Индийскому океану! В мае 2002 года в Санкт-Петербурге подписано транспортное соглашение «Север-Юг», устанавливающее коридор до Индии. Теперь грузы из Индии по железным дорогам Ирана дойдут до Каспия, затем паромом до Астрахани и далее Москва-Петербург-Европа! Об этом говорил Владимир Жириновский в 1993 году.
На второй Евроазиатской конференции по транспорту, проходившей 12-13 сентября 2000 г. в С.-Петербурге было подписано рамочное соглашение по созданию коридора «Север-Юг». Странами, подписавшими Соглашение, стали Российская Федерация, Республика Индия, Исламская Республика Иран. Позднее к Соглашению присоединились Беларусь, Султанат Оман, Республика Таджикистан и Казахстан.
При Международном отделе ЛДПР на базе Северо-Осетинского РО ЛДПР создан Международный информационно-аналитический центр по вопросам социально-экономического сотрудничества Российской Федерации с Республикой Южная Осетия. Руководителем МИАЦ назначен Координатор Северо-Осетинского РО ЛДПР Зозров Г.М.
Международный информационно-аналитический центр планируем работать с Государственной Думой ФС РФ, Правительством РФ, Казачеством, в различных ее формах, Российским институтом стратегических исследований, Правительствами как Северной, так и Южной Осетиями, представители Армении, Ирана, Турции, ОАО «РЖД» и т.д.
Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 г. принятой в 2005 г., предусмотрены:
— активное участие России в разработке общей стратегии развития сети международных транспортных коридоров, проходящих по европейским и азиатским направлениям в рамках формирования новых транзитных магистралей континентального значения;
— государственная поддержка и содействие реализации инвестиционных проектов, нацеленных на лучшее использование транспортного потенциала РФ;
— дальнейшее развитие логистических технологий информационных систем всей инфраструктуры транспортных перевозок в целях ускорения доставки грузов, обеспечение гарантий их сохранности, повышение уровня транспортного сервиса;
— стимулирование создания института мультимодальных транзитных операторов на транспорте России;
— разработка экономических механизмов привлечения инвестиций, направленных на лучшее использование транспортного потенциала страны;
— разработка при участии субъектов РФ проектов создания и развития транспортных коридоров, дополняющих международные базовые транспортные коридоры.
Одним из основных вопросов МИАЦ будет расширения направлений Международного Транспортного Коридора «Север — Юг» путем добавления маршрута Ростов-на-Дону — Минеральные Воды — Алагир — Цхинвал — и далее
Т.е. предстоит строительство Транскавказской магистрали через Рукский перевал со второй веткой через Мамисонский перевал по дорогим новым технологиям пред- или постнапряженных бетонных плит. Необходима реализация проекта «Российских железных дорог» по строительству ветки Алагир-Цхинвал с дальнейшим выходом на Закавказскую железную дорогу и железнодорожную сеть Армении.
Основными преимущества МТК «Север-Юг» перед другими маршрутами (в частности перед морским маршрутом через Суэцкий канал) называются: сокращение в два и более раза расстояния перевозок, а также снижение стоимости перевозки контейнеров по сравнению со стоимостью транспортировки по морскому пути.
Коридор предусматривает три основных маршрута следования грузов относительно Каспийского моря:
Транскаспийский: через порты Астрахань, Оля, Махачкала. В 2004 году была построена железнодорожная ветка до порта Оля.
С иранской стороны маршрут проходит через порты Энзели, Амирабад и Ноушехр.
Восточный: прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана по действующему пограничному переходу Теджен — Серахс.
Перестановка тележек осуществляется на станции Сарахс.
Западный: направление Астрахань — Махачкала — Самур, далее по территории Азербайджана до планируемой пограничной станции Астара.
Ниже приведены базовые подходы к формированию МТК с комментариями применительно к рассматриваемому маршруту Ростов-на-Дону — Минеральные Воды — Алагир — Цхинвал — и далее:
1) Сбалансированное развитие железнодорожной инфраструктуры на всем протяжении маршрута МТК. Ввиду неопределенности с финансированием проекта строительства недостающего участка Алагир — Цхинвал (протяженностью порядка 140 км), сроки потенциального функционирования железнодорожного коридора прогнозируются на долгосрочную перспективу (10-15 лет).
2) Наличие грузовой базы, тяготеющей к маршруту МТК. В настоящее время Россия является основным внешнеторговым партнером Южной Осетии, при этом объемы взаимной торговли двух стран являются крайне незначительными. При условии строительства новой железнодорожной линии, напрямую связывающей Южную Осетию с Россией, объемы перевозок грузов взаимной торговли оцениваются на уровне 0,1 — 0,3 млн. т в год.
При урегулировании политических вопросов между Грузией и Южной Осетией, на новый коридор могут быть также привлечены грузы внешней торговли Грузии и Армении. В этих условиях загрузка линии оценивается на уровне 0,5 — 1,0 млн. т в год, что связано как с наличием альтернативных маршрутов (обслуживающих рассматриваемые торгово-экономические связи), так с наблюдаемой в последние годы отрицательной динамикой объемов железнодорожных перевозок между Россией и Грузией, а также России и Армении.
Вместе с тем, положительное влияние на увеличение внешнеторговых объемов перевозок на перспективном маршруте может оказать интенсификация торгово-экономических связей Армении с Россией, в том числе вследствие присоединения к интеграционным процессам в рамках формируемого Единого экономического пространства.
3) Заинтересованность всех стран, по территории которых пролегает маршрут МТК. В настоящее время критической точкой развития железнодорожных сообщений в регионе остается нерешенность политических разногласий. От этого напрямую будут зависеть перспективы развития железнодорожных перевозок между Россией с Грузией и Арменией через территорию Южной Осетии, а также — транспортных сообщений с Турцией и Азербайджаном по сети ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога».
4) Социально-экономическое значение маршрута МТК для отдельных территорий. Формирование железнодорожного сообщения между Россией и Южной Осетией имеет большое значение для подъема экономики республики, развития торгово-экономических отношений двух стран, роста взаимных поездок граждан, и др. После признания независимости Южной Осетии наблюдается активизация социально-экономического сотрудничества между государствами. Реализация проекта строительства железной дороги Алагир — Цхинвал приведет к увеличению транспортной подвижности населения в связях с Россией, в первую очередь с Владикавказом, Ростовом-на-Дону и Москвой. При этом, по всей видимости, будет целесообразным организовать курсирование до 2-х пар пригородных поездов по маршруту Владикавказ — Беслан — Дарг-Кох — Алагир — Цхинвал, а также организация курсирования вагонов в беспересадочном сообщении Москва — Ростов — Цхинвал.
Георгий Зозров, координатор Северо-Осетинского РО ЛДПР