Слабый рубль повлияет на Южную Осетию

Год назад российский рубль начал стремительно дешеветь. С тех пор российская валюта обвалилась на 100%. Однако, если о последствиях девальвации рубля для самой России мы говорили неоднократно, то о девальвации рубля в контексте жизни в Южной Осетии мы поговорим только сегодня. Сразу отметим, что у девальвации рубля для осетинской экономики есть как свои плюсы, так и минусы. Так как плюсов по понятным причинам меньше, мы начнем именно с них.

Возможность для роста

Девальвация рубля — это возможность для роста сельскохозяйственной отрасли Южной Осетии. Во-первых, осетинские продукты питания в сравнении с зарубежными подорожали не так сильно, а во-вторых, предложение значительно уменьшилось из-за санкций. Конечно, рано говорить о том что маленькая Южная Осетия завалит большую Россию пищей, за счет чего экономика РЮО вырастит в разы, однако определенные перспективы для роста девальвация рубля для Южной Осетии открывает. Если раньше российские производители могли закупать сырье в Европе, то сейчас это сырье подорожало в 2–3 раза, в то время как продукция осетинских фермеров подорожала всего в 1,5 раза. Естественно, капиталист не был бы капиталистом, если бы не стремился заработать. И снижение себестоимости продукции за счет изменения поставщика — это один из способов заработать. Соответственно, увеличиваются экспорт из Южной Осетии, а это приводит к росту экономики республики.

Бюджет придется урезать

К сожалению, на этом плюсы девальвации рубля заканчиваются. Не секрет, что часть осетинского бюджета — это дотации, полученные от России. Как мы знаем, сумма этих дотаций установлена в рублевом эквиваленте. То есть если в сентябре 2014 года 3 миллиарда рублей, грубо говоря, представляли из себя 100 миллионов долларов, то сейчас 3 миллиарда рублей — это 50 миллионов долларов. Конечно, нельзя сказать, что дотации уменьшились в 2 раза на основании падения стоимости рубля. Однако покупательная способность рубля уменьшилась в полтора-два раза. То есть закупка зарубежного оборудования для местной больницы, например, обойдется бюджету вдвое дороже, чем год назад. И это существенная разница. Даже продукция, закупаемая в России или в других странах, где произошла девальвация, подорожала раза в полтора. А это значит, что бюджет придется делать более эффективным, ограничивая себя от некоторых закупок за рубежом. При этом от части проектов, на которые средств не хватит, придется вовсе отказаться. Девальвация рубля фактически урезала бюджет Южной Осетии. И это не может стать позитивной новостью для жителей республики.

Уровень жизни будет снижаться

Даже если удастся удержать исполнение социальных обязательств на нынешнем уровне, уровень жизни в Южной Осетии будет снижаться. Во-первых, стоимость тех товаров, которые производятся вне республики, резко возрастает. Товары, производимые в Южной Осетии, дорожают не так стремительно, однако их стоимость тоже растет. Это влечет за собой снижение уровня жизни. Если при долларе в 30–35 вы жили на 300 долларов в месяц, то при курсе доллара в 60–70 рублей приходится жить на 150 долларов в месяц. Разумеется, учитывая, что даже осетинские товары привязаны к курсу доллара, реальные доходы жителей республики падают.
Правительство избежит краха экономики
Кризис в России еще не означает, что экономика Южной Осетии в обязательном порядке должна рухнуть. Скорее всего, правительство сумеет избежать краха экономики. Южная Осетия — страна маленькая, а это значит, что состояние югоосетинской экономики зависит от меньшего количества факторов, чем состояние крупных экономик, таких как Россия. Скорее всего, Россия продолжит помогать Южной Осетии, однако дотации вряд ли значительно возрастут. Невзирая на то, что рубль девальвируется, количество рублей в экономике не растет пропорционально девальвации. Это значит, что «лишних» денег в бюджете нет. Следовательно, правительству республики придется решать экономические проблемы самостоятельно. Скорее всего, все ограничится заморозкой нескольких проектов. Не закупят оборудование в больницу, не отремонтируют дороги и так далее. Если рецессия усугубится, возможно снижение социальных стандартов. Все это, бесспорно, один сплошной негатив, однако вряд ли этот негатив перерастет в серьезные экономические потрясения.

Алексей Плиев,
Осетинский информационный портал «Ныхас»