Владикавказ без трамваев не останется

6 августа исполнится ровно 104 года с того знаменательного дня, как жители Владикавказа впервые услышали трели трамвайного звонка. Однако сейчас, спустя более века, Владикавказское муниципальное унитарное предприятие (ВМУП) переживает не лучшие времена, и это очевидно для каждого жителя республики, садящегося в трамвай. В некоторых СМИ появилась информация о том, что скоро Владикавказ может и вовсе остаться без трамваев. Горожане выразили вполне объяснимое беспокойство по этому поводу, и вопрос о том, насколько эта информация соответствует действительности, мы задали директору ВМУП ТТУ Геннадию Степановичу Мирицкому.

Как вы можете прокомментировать публикации, в которых говорится о том, что трамваи с улиц Владикавказа могут исчезнуть?

— Я не знаю, откуда идут такие слухи, но речь о том, чтобы убрать трамваи с улиц города, не ведется в принципе. Такой вопрос вообще никогда не поднимался ни нами, ни администрацией Владикавказа.

А если и ставить вопрос о целесообразности закрытия какого-то движения, то речь скорее может идти о троллейбусах. В нынешнем транспортном потоке их эксплуатационная скорость совершенно падает. В часы пик по улицам Кирова, Пожарского, в р-не Дружбы, на мостах движение очень медленное. А троллейбусы большие, неповоротливые. Но даже эту тему мы пока не поднимали. Троллейбусное движение надо дотировать на 98%. И в данный момент мы несем большие убытки. Троллейбусов осталось-то всего 13, из них на линии мы выпускаем не больше 7 машин. Остальные требуют ремонта, а средств на него нет. Здание троллейбусного депо тоже требует ремонта. Город на эти цели денег не выделяет. Не хотелось бы форсировать события, но, скорее всего, с предложением о прекращении эксплуатации троллейбусов придется выйти.

На ваш взгляд, что все-таки стало причиной появления слухов по поводу исчезновения трамваев с карты города?

— Понятия не имею, но, еще раз повторюсь, речь об этом никогда не шла. Это беспочвенные слухи.

Может, причина в плачевном состоянии трамвайного парка, да и вашего предприятия в целом?

— Дела, конечно, обстоят неважно, и с трамваями тоже. Во-первых, их нет в достаточном количестве.

Сколько стоит новый трамвай?

— Новый – 8 млн 450 тыс. рублей. Исходя из протяженности нам надо выпускать на маршруты 90 вагонов, а у нас выходит всего 30 трамваев. И то я не могу обеспечить достойное качество перевозок. Трамваи очень часто ломаются. Изношенность нашего парка составляет практически 100%. Некоторые вагоны эксплуатируются по 20 и даже 30 лет. А срок их эксплуатации составляет 16, от силы 18 лет после модернизации.

Сейчас заканчивается срок объявленного администрацией города тендера на покупку трамваев, и если не будет других предложений (пока не было ни одного – прим. ред.), то мы постараемся приобрести 9 вагонов, которые я присмотрел в Германии. Это тоже не новые трамваи, но в хорошем состоянии их можно эксплуатировать еще 6-7 лет, а при должном уходе – и все 10. Придется изыскивать средства, это порядка 12 млн руб.

Вы ведь сказали, что вместо 90 выпускаете на линии 30 вагонов. Разве 9 трамваев, да еще и не новых, решат вопрос?

— Конечно, нет. Но это лучше, чем ничего, а на новые трамваи у города нет средств. Если рассуждать здраво, то закупать, конечно, надо новые трамваи. В каждый механизм заложен определенный ресурс, и когда он изнашивается, очень большие затраты идут на его поддержание. То же самое и у нас. А вы посмотрите на наши рельсы, на что они похожи.

Вы находите поддержку у новых властей города?

— Отношение к нам хорошее, но на предприятии не хватает выделяемых для нас средств. Себестоимость перевозки одного пассажира составляет 12 рублей, а мы берем 4 рубля. К тому же последнее обследование пассажиропотока дало такие результаты: мы перевозим 45% льготников, и за них нам Министерство труда и соцразвития в этом году еще ничего не выплатило. Сейчас у меня с ним судебная тяжба, на 29 июля назначено заседание Арбитражного суда, и я приложу все усилия, чтобы ее выиграть. В нашем коллективе работает 600 человек, и мне надо думать о защите их интересов. А ведь по заработной плате за май я рассчитался с ними только сегодня.

Значит, вы нарушаете Трудовое законодательство?

— Выходит так, но от меня мало что зависит. Тех денег, которые мы собираем, не хватает ни на что, мы зависим от администрации города. Когда принимали бюджет на текущий год, нас в него вообще не включили. Я спросил у мэра города, как же наше предприятие выживет, но Казбек Хазбиевич обещал как-нибудь изыскать средства для нас. К сожалению, их мало и не всегда они бывают вовремя.

В этом году был очень высокий уровень инфляции, вашим сотрудникам повышали зарплату?

— Средняя зарплата у нас составляет 6200 рублей. И это учитывая, что работа очень тяжелая, на линию люди выходят в 5 часов утра. Да и ее мы задерживаем, а о повышении речи не было. К счастью, в коллективе с пониманием относятся к нашим проблемам, но я не знаю, сколько так может продолжаться. С 1 января 2009 г. увеличивается минимальный размер оплаты труда, тогда повышать зарплату придется точно.

Ежемесячно я должен выплачивать более 4 млн руб. на зарплату и за электроэнергию. Я уже не говорю о расходах на моторное топливо, запчасти, бензин, краску и т.д.

В чем вы видите выход из ситуации?

— Во-первых, нас обязательно надо включить в бюджет на будущий год. И еще мы ставим вопрос о повышении тарифа за перевозку пассажиров. Это только на первый взгляд кажется, что мы такие гуманные, что сохраняем минимальный тариф в ЮФО – 4 рубля. С 15 июля в Нальчике проезд в трамвае подняли до 8 рублей, в остальных городах региона проезд не ниже этого тарифа. Если это забота о людях, то на нашем предприятии тоже люди работают. О них кто позаботится? Я поднимал уже такой вопрос и в администрации города, но там боятся, что жители города не поймут повышения тарифа. Другого выхода я не вижу. И вообще получается парадокс. Если верить статистике, Северная Осетия динамично развивается, у нас средняя заработная плата по республике составляет 8,9 тыс. руб. В соседних республиках этот показатель ниже намного. Выходит, народ у нас живет лучше. Тогда почему плата за проезд в общественном транспорте у нас ниже, чем в других, менее благополучных в этом отношении регионах? Я не понимаю и позицию городских властей в этом вопросе. Мы-то можем вообще бесплатно возить пассажиров, но тогда, пожалуйста, покрывайте наши расходы и убытки, которые мы несем. Получается замкнутый круг. Денег нам выделяют недостаточно и несвоевременно, а повышать плату за проезд не позволяют. Тогда как мы можем качественно обслуживать пассажиров? Как допустили трамвайные пути до такого состояния? Трамваю ездить по такому пути все равно что автомобилю ездить по горным дорогам. Мы не можем гарантировать в таких условиях безопасность пассажиров.

У администрации города 500 млн руб. долгов за электроэнергию, газ, мы все могли это почувствовать на себе, когда несколько недель не работали котельные и не было горячей воды. Поэтому рассчитывать на большую помочь со стороны городской администрации мы не можем. А сами мы можем выжить только за счет повышения платы за проезд. Другого выхода я не вижу. Вы поймите, у нас арестованы счета, потому что у нас уйма долгов по налогам, в Пенсионный фонд. Когда я принял предприятие, у него уже было 96 млн рублей долгов. Чем я должен расплачиваться? На нас налагают штрафы, пени. На меня даже возбуждали уголовное дело. Налоговая инспекция наложила арест на наши счета, и пока мы не рассчитаемся с долгами, мы не можем ничего купить, даже подшипники.

Но, несмотря на все трудности, могу сказать, что город без трамваев не останется, потому что без них Владикавказ представить невозможно.