Охота за инвестициями или как сохранить кресло

Над головой руководителей СКФО могут «засвистеть пули». Президент Путин на недавнем заседании президиума Госсовета пригрозил губернаторам, которые не в силах привлечь в свои регионы инвестиции.
За плохой инвестиционный климат руководители субъектов могут поплатиться занимаемыми должностями. 
Насколько это может коснуться республик Северного Кавказа, пока судить рано. Возможно, при оценке результатов во внимание, как обычно, будет взята так называемая «кавказская специфика». Но если говорить объективно, то пока в СКФО ситуация с привлечением сторонних инвесторов плачевная. Чужаки не хотят «соваться» в наше рыночное пространство по ряду объективных причин, а подкованные местные предприниматели, кстати, по тем же причинам предпочитают вкладывать деньги «на стороне».
С приходом к власти Вячеслава Битарова, в прошлом одного из успешных предпринимателей РСО-Алания, появилась хоть и маленькая, но надежда на рассвет в республике производства, в том числе сельскохозяйственного. Хотя есть одно огромное «но». Эта тема номер один последние несколько месяцев. В Северной Осетии нет земель даже для своих!
Тем не менее, республика готова изыскивать возможности, чтобы привлечь финансовые вливания в регион. Доказательство тому — семинар-совещание Минкавказа РФ по реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие Северного Кавказа до 2020 года, где РСО-Алания представила 20 инвестиционных проектов в сфере промышленности, медицины, туризма и других направлениях на общую сумму 10 млрд рублей. Хоть и государственная программа, но уже что-то. Весной этого года Вячеслав Битаров уже имел возможность обозначить привлекательные для Северной Осетии направления, которые будут способствовать развитию СКФО. Тогда Минкавказу РФ были представлены проекты первого в СКФО кардиологического санатория, комплекса по разведению племенных коз молочной породы и еще 13 различных проектов.
Однако причина недоработок с бизнес-климатом в Северной Осетии связана не только с малоземельем и результатом махинаций с землями, проводимых в прошлом. Нельзя назвать причинами инвестиционной непривлекательности и терроризм с экстремизмом, которые осложняют ситуацию в некоторых других субъектах СКФО. Скорее, здесь работает на понижение менталитет. Везде нужны связи. И нетрудно догадаться, что приближенные к власти предприниматели процветают, а их обделенные связями конкуренты «выжимаются» с местного рынка. И плевать все хотели на показатели эффективности бизнеса. Кого это волнует, когда за спиной брат и сват? А если говорить о сторонних инвесторах, то первым отталкивающим фактором выступают административные барьеры. Как справедливо заметил глава государства, порой проблемы возникают уже на стадии выдачи разрешений на строительство, подключения к коммуникациям, регистрации права собственности и т.д. В лидирующих регионах подобных препонов нет. Процедура предоставления услуг переведена в электронный вид. Все делается быстро и четко.
Это пока не про нас, поэтому в двадцатке самых бизнес-привлекательных из субъектов СКФО оказалась только Чеченская Республика. В этом рейтинге она заняла шестое место. В Северной Осетии же бизнес и бюрократия все еще неотделимы. Долгие годы практики не перечеркнешь. Как и по всему Северному Кавказу, если кого-то «чужого» пускали в бизнес, то он должен был войти в долю с заинтересованным чиновником. Нет отката — нет бизнеса. И игра далеко не всегда стоила свеч. Кто захочет работать себе в убыток? Лучше уж инвестировать в других более честных и открытых российских округах, где дают работать. В то время как одни банкротились, другие получали господдержку и паразитировали на госбджете, не принося никакой пользы не только для страны и СКФО, но и для своей республики.
Все вышеперечисленное, к сожалению, омрачается еще вот чем. В нашей республике до сих пор не удается вывести предпринимателей из тени. Львиная доля североосетинского бизнеса существует нелегально. «Серая» работа с зарплатой в конвертах давно стала нормой. Да что уж далеко ходить. Нет у нас и простой организации элементарных процессов. Наши специалисты-экономисты не смогли за один раз правильно посчитать сумму, необходимую на ликвидацию последствий летнего разрушительного града. Люди до недавних пор все еще не были обеспечены новыми крышами. Даже уборка улиц удается нам с переменным успехом. Поэтому доктор экономических наук Сергей Дохолян охарактеризовал ситуацию в целом на Северном Кавказе одной фразой: «Если вы не можете обеспечить вывоз мусора, как вы можете обеспечить эффективное использование денег инвестора?». И, правда, как?
Но, несмотря на все проблемы, главам северокавказских субъектов вряд ли грозит отстранение от должности только лишь за недоработку с инвестиционной привлекательностью. Прежде всего, каждый глава подбирается с особой тщательностью. Требований и параметров отбора довольно много. Если уж кандидат подошел Кремлю, то он точно не вылетит без особой веской причины с занимаемого поста. Ну и, конечно, речь идет ведь не только об экономической успешности. Глава должен поддерживать общую стабильность в регионе, что важнее любых инвестиций.
В то же время это не означает, что решать проблемы не нужно. Ведь их накопилось столько, что уже концов найти невозможно. Не мешало бы почаще идти на крайние меры. Если бы виновные судились и наказывались в соответствии с федеральным законодательством, а не по закону связей и взяток, то проблемы с землями, кадрами и т.д. давно б были решены. Тогда можно было с чистой совестью переходить к поднятию бизнес-привлекательности региона.

 

Эльвира Грушева
15 IronPost
http://15ironpost.ru/novosti-osetii/ekonomika-osetii/okhota-za-investitsiyami-ili-kak-sokhranit-kreslo