Потомки Тагаура

(Доклад кандидата исторических наук Ислам-Бека Марзоева, прочитанный им на международной конференции «Генеалогия народов Кавказа. Традиции и современность». 6 июня, Владикавказ)

Тагаурское общество занимало территории Санибанского и Кобанского ущелий, Даргавской котловины, а также левый берег Терека в Дарьяльском ущелье. Название общества грузинский историк Вахушти Багратиони еще в XVIII в. объяснил как производное от имени предка тагаурцев — Тага и называлось Тагаури [1].

Высшее сословие Тагаурского общества включало в себя одиннадцать фамилий и называлось по имени легендарного прародителя Тага — «Тагиата». К ним относились фамилии Алдатовых, Жантиевых, Дударовых, Есеновых, Кануковых, Кундуховых, Мамсуровых, Тугановых, Тулатовых, Тхостовых и Шанаевых. Официальное русское название тагиат — тагаурские старшины, — употреблявшееся до 1847 года, когда им было разрешено именоваться «Тагаурскими алдарами» [2]. Согласно предписанию Российского Правительства, временно-командующий войсками Кавказской линии и Черномории издал распоряжение (№ 1647 от 13 декабря 1847 года), по которому вышеупомянутые фамилии тагаурских старшин «именовались на будущее время не старшинами, но Алдарами, с сохранением при том всех прав, коими они до сего времени пользуются» [3]. Генерал Несветаев в 1804 году называл тагаурских алдар «почетными тагаурскими князьями» [4], т.к. «алдар» на осетинском языке означает «князь», а также — «господин» [5].

В.С. Толстой в одном из своих очерков привел перечень сословий в Тагаурии, в котором упоминает фамилии, произошедшие от Тага: «Тагаурцы, о которых выше сказано. Их одиннадцать семейств происходят от Тагаура по мужскому колену и одно — по женскому, всего двенадцать. Синаевы (Шанаевы — И.-Б.М.), Кануковы, Тулатовы, Есеновы, Кундуховы, Алдатовы, Жантиевы, Есиевы (Есеновы — И.-Б.М.), Тхостовы, Дударовы и Мурзабековы (ветвь Кануковых — И.-Б.М.); эта последняя семья ныне не находится на Кавказе, будучи сослана в Сибирь в 1830 году генерал-майором — князем Абхазовым» [6].

Учреждённый в 1857 году под председательством Грамотина «Комитет для разбора личных и поземельных прав туземцев левого крыла Кавказской линии» по вопросу о наличии в Тагаурии привилегированного сословия, на основании показаний депутатов от Кабарды, Дигории, Алагирского и Куртатинского обществ, высказался, что тагаурские алдары являлись привилегированным сословием и равнялись кабардинским тлокотлешам и дигорским бадилатам» [7]. Подобно кабардинским феодалам, тагаурские алдары детей своих «не воспитывали дома, а отдавали аталыкам, сначала на родине, а потом — в Кабарду» [8].

Известно несколько вариантов преданий о происхождении этих фамилий, объединенных общим сюжетом и последовательностью изложения. По некоторым из них «Тагаур — наследник Армянского царства, который по смерти отца, хотя вступил на престол, но вскоре, по причине предстоявшей ему опасности со стороны двоюродных братьев, возмутивших против него народ, бежали из Армении с несколькими человеками дворовых людей, и прибыл на Кавказ. Сначала Тагаур поселился в Абхазии, потом (неизвестно почему) перешел в Осетию и в Куртатинском ущелье построил себе башню, где прожил до глубокой старости, пользуясь в преданном ему народе большими почестями и уважением» [9]. Н.Ф. Дубровин также считал, что «эльдары — суть потомки беглых армянских царей» [10].

М. Баев в работе «Тагаурское общество и экспедиция генерал-майора князя Абхазова в 1830 г.» склоняется к такому же мнению: «Тагиата или алдары, выводят свой род от наследника армянского царства Тагаур, вступившего на престол после отца своего, но изгнанного двоюродными братьями и восставшим против него народом Тагаур или венценосцев (так они переводят это имя). Тага бежал в Абхазию с несколькими преданными ему людьми, а оттуда перешел в Куртатинское ущелье, построил себе замок и жил здесь до глубокой старости, пользуясь в среде преданного ему народа большим почетом и уважением. Впоследствии внуки от сына его Камбия, желая сосредоточить в руках своих власть над народом, убили других родственников своих и, чтобы избегнуть мести, переселились в ущелье Гизель-дона, основали там аул Даргавс, а потом построили Саниба (по-грузински значит Троица) и другие аулы. В эти аулы приглашены были на жительство люди из других соседних обществ, и потомки Тага сделались их главами и владетелями, в силу того, что произошли от царской крови» [11].

Истории известны сюжеты из армяно-осетинских отношений, похожие на рассматриваемый нами вопрос. Так Р.А. Габриелян связывает легенду о происхождении алдарских фамилии Тагаурии с беглым армянским царем Аршаком II (350-368 гг.) [12]. При этом он ссылается на описание Хоренаци бегства Аршака II в Аланию: «Аршак задумал да и совершил безумное дело: за горой Масисом построил убежище для преступников и объявил, что всякий, там укрывающийся (будет) вне закона…. Они (нахарары) вынуждены были жаловаться Шпуху, который на обратном пути из Греции послал одного из полководцев своих и с ним отряд армян, чтобы если удастся, схватить Аршака. Но он скрылся от них в странах Кавказских при содействии Иверийцев» [13].

В «Записке о происхождении личных и поземельных прав и взаимных отношениях туземных жителей Военно-Осетинского округа» так же приводится предание «О происхождении и значении Эльдар». В нем сказано: «Эльдары, в числе 8-ми фамилий: Тулатовой, Кундуховой, Алдатовой, Тугановой, Мамсуровой, Есеновой, Кануковой и Шанаевой выводят свое происхождение от родоначальника их Таги или Тагаура — наследника Армянского царства, который по смерти отца, хотя и вступил на престол, но вскоре, по причине предстоявшей ему опасности со стороны двоюродных братьев, возмутивших против него народ, бежал из Армении с несколькими человеками дворовых людей и прибыл на Кавказ. Сначала Тагаур поселился в Абхазии, потом (неизвестно почему) перешел в Осетию и в Куртатинском ущелье построил себе башню, где прожил до глубокой старости, пользуясь в преданном ему народе большими почестями и уважением [14]. Здесь же он и умер и был погребен в каменном склепе, который сохранился до сих пор и называется по-осетински «Тагай западз» (склеп) [15].

Но наиболее интересное исследование своей родословной приводит в 1899 г. в статье «Несколько слов о происхождении тагаурских алдар и отношении их к другим сословиям» Бимболат Знаурович Тулатов — потомок этого самого рода. Он также выводит Тагаура, армянского царевича, из Армении. Кроме уже известных нам фактов он обращается к истории армянского царства и пробует найти в ней подтверждение предания. Он пишет: «собственно в Армении царствовали три династии: Хайкузыны, потомки Хайка, Аршакуны и Багратуны. По прекращении династии Хайка, на армянский престол вступил, с помощью своего брата, парсийского царя Аршака Великого, Аргашак, который при своем дворе установил придворных чинов и т.д. Первым чиновником аспадом, начальником западной армии, тагадиром, был назначен один из армянских князей Смбот Багратун. Позднейшие потомки его впоследствии вступили на армянский престол под именем Багратунов. Слово «тагадира» (по армянски — тагдир) означает налагатель; отсюда заключают, что Смбот Багратун был налагателем венца на царя во время коронации. Так как, по словам истории, это достоинство оставалось у Багратунов наследственно, то очень может быть, что в такое смутное время, каковое было для армянского царства в IX, X, XI, XII столетиях, кто-нибудь из потомков князей Багратунов удалился из Армении, пришел в Осетию и сказал, что он «князь и Тагадир», а осетины слово это изменили по-своему в тагадур. Что же касается до слова алдар, то по-осетински это означает князь, каковое значение сохранилось между осетинами и поныне» [16].

Не настаивая на достоверности своей версии, основанной на народном предании и «на истории двух царств», Б.З. Тулатов говорит о том, что «родоначальник алдар — Тагаур был непростой человек, доказательством тому служили оставшиеся от него многие дорогие вещи, которые потомки его впоследствии распродали в изобилии» [17].

Газета «Терские ведомости» за 1915 г. приводит интересное описание местности первоначального поселения Тагаура в Осетии. Эти сведения говорят о давности его пребывания там. «На вершине безлесой горы, под названием Хакуна или Уаласых, высятся древние башни и постройки, командующие над окружающей местностью. По преданию здесь жили когда-то два брата, Тага и Курта, родоначальники современных тагаурцев и куртатинцев. Башен было три, но сохранилась хорошо только одна. Она построена несколько в ином стиле, чем другие сохранившиеся башни того же ущелья. Она очень высока и имеет три этажа. Характерно, что бойниц (амбразур) для стрельбы из ружей не имеется, а есть нечто вроде широких окон, как говорят, сделанных для метания стрел. В нижнем этаже, как более широком, ибо башня кверху суживается, могут стать на все стороны 16 защитников (по 4 на каждые из 4-х сторон). На наружной стороне одной из башен есть отпечаток лука со стрелой в шкатулке, сохранившейся ясно до сих пор. Около этих башен с западной стороны есть развалины 3-х маленьких аулов. Видимо жители этих аулов были под охраной владетелей башен [18].

В Тагаурском ущелье потомки Тагаура основали следующие селения:
Кануковы — Верхний Кобан;
Тулатовы — Нижний Кобан;
Шанаевы — Верхний и Нижний Кани;
Есеновы — Верхнюю Саниба;
Кундуховы — Нижнюю Саниба;
Тугановы — Тменикау;
Мамсуровы, Алдатовы и Тхостовы — Даргавс.
«Родословная потомков Курта и Тага — правнуков Ос-Багатара» указывает на 9 фамилий, происходящих от Тага.

Примечания

1. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Вып. IV. Цхинвали,1989. С. 265.
2. Бзаров Р.С. История в осетинском предании. Владикавказ, 1993. С. 46.
3. ЦГА РСО-А. Ф.291. Оп.1. Д.29. Л.4.
4. Скитский Б.В. Очерки истории горских народов.Орджоникидзе, 1972.С. 82.
5. Там же. С. 103.
6. Толстой В.С. Сказание о Северной Осетии. Владикавказ, 1997. С. 49-51.
7. Скитский Б.В. Очерки по истории осетинского народа с древнейших времен до 1867 г. Грозный, 1947. С. 165.
8. Скитский Б.В. Очерки истории горских народов. Орджоникидзе, 1972.С. 103.
9. ОРФ СОИГСИ. Ф. 37. Оп. 1. Д. 26. Л. 2-3 об.
10. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Спб., 1871. Т.1. Кн.3. С.152.
11.Газ. «Терские ведомости», 1869, № 6 // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Вып. IV. Цхинвали, 1989. С. 197.
12. Габриелян. Р.А. Армяно-аланские отношения (I-X вв.). Ереван, 1989. С. 78.
13. Там же.
14. ОРФ СОИГСИ. Ф.16. Оп.1. Д.26. Л.2.
15. Газ. «Терские ведомости», 1870, № 49 // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Вып. IV. Цхинвали, 1989. С. 19.
16. Газ. «Терские ведомости», 1899, № 63 // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Вып. IV. Цхинвали, 1989. С. 323-324.
17. Газ. «Терские ведомости», 1899, № 63 // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Вып. IV. Цхинвали, 1989. С.324.
18. Газ. «Терские ведомости», 1915, № 33 // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Вып. IV. Цхинвали, 1989. С. 193.
Ислам-Бек Марзоев, кандидат исторических наук