Батраз и Сусаноо

Одним из самых известных, интересных и сложных, с точки зрения противоречий в сюжетах персонажей Нартского эпоса является могучий сын Хамыца, Батраз.

Отличает его от остальных героев-Нартов прежде всего могущество, власть над громом и ветром, а также яркий и отлично отраженный в текстах характер.

В сказаниях о Нартах жизнь Батраза передана от первых его дней до самой кончины, и каждому этапу его существования уделено достаточно внимания. Уже в первые дни после рождения Батраз совершает подвиги, на которые не способны другие, даже самые могучие Нарты. Однако, будучи проказником и не рассчитывая могучие свои силы, юный Батраз часто становится также и источником бед для народа.

Именно в осетинской версии Нартского эпоса цикл о Батразе представлен лучше, шире и подробнее, чем в остальных.

Тем удивительней, что исследователи довольно редко сравнивают образ Батраза с персонажами эпосов других народов, хотя материала для сравнения довольно много. Одним из интереснейших подобных анализов является сравнение Батраза с греческим богом войны Аресом, за авторством известного французского исследователя Ж. Дюмезиля. Он проводит параллели между двумя этими персонажами, указывая на некоторую схожесть их характеров (вспыльчивость) и на тему меча, неотделимого от своего владельца (зачастую и Батраз и Арес сами изображались в виде оружия). Сравнение получилось довольно убедительным, однако, конечно, нельзя сказать, что схожесть двух этих персонажей видна с первого взгляда. Ведь Арес в греческой мифологии и Батраз в Нартском эпосе выполняют абсолютно разные функции.

Куда более явные черты сходства с Нартовским Батразом видны у совсем другого персонажа, а именно — Сусаноо (бог ветра в японской мифологии). Конечно, здесь может возникнуть закономерный вопрос: какое отношение имеет персонаж мифов из страны восходящего солнца к Нарту-герою? За ответом можно обратиться к исследованиям японского ученого Тарио Обаяси.

В своей книге «Истоки японской мифологии» Обаяси отметил многочисленные совпадения японской мифологии с мифологиями индоевропейских народов, в числе которых некоторые, идентичные греческим сюжеты и идеология трех функций. Он выдвинул гипотезу о том, что мифы эти действительно пришли на Восток с Запада, а посредниками их передачи были кочевые народы евроазиатских степей. Скифы, которые находились в тесных отношениях с Грецией, вполне могли оказаться «виновниками» этого переноса. Но, конечно же, нельзя сказать, что кочевники, передавая на Восток чужой культурный опыт, не оставляли там следов своего. Учитывая древность образа Батраза (изначальное появление которого относят как раз к древнескифской мифологии), вполне можно предположить, что он и Сусаноо — потомки одного и того же прообраза.

Япония имела тесные связи с государствами материка. Особое влияние на нее оказала Корея. По мнению некоторых ученых, именно она сыграла важнейшую роль в становлении известных ныне мифов страны восходящего солнца. Насколько удивительным бы не казался столь длинный путь мифов и сказаний (западная Европа — кочевые народы — Дальний Восток — островная Япония), нельзя сказать, чтобы он был невозможным.

Вернемся к сравнению образов Батраза и Сусаноо. Первое, что хочется отметить — это принадлежность их к одной стихии, а именно — к ветру. Сусаноо, как было сказано выше, — бог ветра. Батраз одним дыханием поднимал ураганы. По большей части власть над этой стихией и установила характеры героев, которые совпадают друг с другом чуть менее чем полностью.

Подобно проказнику Батразу в детстве, бог-воин Сусаноо славился своими «проделками». Известны его противоборство с сестрой Аматэрасу (богиней солнца японского пантеона), осквернение ее святилища и многие другие грехи, за которые он был изгнан из неба и вынужден был искать себе пристанище в мире людей. Однако именно после изгнания он начинает совершать свои подвиги и становится спасителем людей. Вспомним, что подобно ему, Батраз тоже жил обособленно от своего народа, а именно — на небе, и спускался вниз только для совершения очередных подвигов.

Оба героя, подобно стихии, которой управляют, сопровождаются такими эпитетами как «неудержимый», «могучий», «неистовый», «подобный урагану». Оба они легко поддаются гневу; ими движут эмоции, а не разум. Впрочем, их нельзя назвать типичными глупцами. Известны случаи, когда и тот и другой побеждали врагов не с помощью грубой силы, а с помощью хитрости.

Так, Батраз, случайно наткнувшийся на кости богатыря-великана, попросил Господа оживить его, но оставить без глаз. Позже, пытавшийся убить его великан, будучи слепым, так и не смог поразить Батраза и взмолился Господу, чтобы тот вновь забрал душу его. Сусаноо в свою очередь, сразу после изгнания с небес, сразился с драконом Ямато-но-Ороти, с которым также не вступил в прямой бой, а сначала напоил его и когда тот уснул, лишил его всех голов.

В сюжетах как Батраза, так и Сусаноо открывается тема волшебного меча. Меч Батраза — Хъанзал-кард. Меч Сусаноо — Кусанаги. Оба этих оружия описываются как «огромные». Сусаноо находит свой меч в теле убитого им восьмиголового и восьмихвостого дракона Ямато-но-Ороти. Кусанаги является одним из трех священных реликвий Императорского дома.

Помимо вспыльчивого характера, почти полное совпадение персонажей встречается и в другом аспекте, а именно в выполняемой ими функции — борьба с нечистью. Как Сусаноо так и Батраз заработали звание спасителя людей, сражаясь с чудовищами.

Стоит отметить также и мотив трех слез, с которым связаны смерть Батраза и рождение Сусаноо. Первый даже после смерти не желал покидать мир людей и отправиться в царство мертвых, пока господь не прольет по нему три слезы. Второй был рожден богом-отцом Изанаги, когда тот пролил три слезы, возвращаясь из царства мертвых. Из первой слезы родилась Аматэрасу, из второй Цукуеми, из третьей, скатившейся по носу, — Сусаноо.

Единая функция; схожий характер; власть над одной стихией; волшебный меч; три слезы. Конечно, не смотря на все пересечения, наивно было бы утверждать о непременном единстве двух этих образов. Ведь, по сути, в мифологиях двух народов (осетинского и японского) нет схожих сюжетов, посвященных Батразу и Сусаноо. Но и исключать такую возможность нельзя.

Известно, что образ Сусаноо не был изначально таким, каким он является сейчас. В некоторых мифах он выступает в качестве покровителя земледелия, в других — в качестве бога царства мертвых. Это говорит о том, что в образе Сусаноо слились воедино несколько других богов, которые имели абсолютно разные функции. Что это за образы, изменившие изначальный облик Сусаноо? Пришли ли они с Запада? — вопрос остается открытым.

Мурат Черчесов, студент журфака СОГУ
Фото с сайта интернет.магазин.ру