Осетинский новогодний обычай ряжения

Среди памятников культуры и искусства осетин важное место занимают «маски» (цæсгом, мæнгцæсгом).

Первоначальная функция маски и связанных с ней всех известных способов маскировки (ряжения) сводится к стремлению преобразить себя, перевоплотиться в иное существо, создав при этом конкретный образ.
Учитывая, что традиционные маски фактически уже исчезли из быта, описание их, как правило, основано на информации, полученной от старших.
Маски изготовлялись кустарным способом из подручных материалов, в первую очередь, из войлока (бинаг нымæт//буйнаг) черного (сау), коричневого (морæ) и серого (цъæх) цветов, а также из остатков выделанных шкур домашних животных: козла, бычка, теленка или барана. Она, как правило, напоминала головной убор шлемовидной формы, который целиком закрывал не только лицо, но и всю голову до плеч, хотя другая разновидность масок закрывала только лицевую часть головы. В облике маски часто улавливались зооморфные черты в виде небольших рожек (сæгъы сыкъатæ).
Наиболее широко маска и обрядовое ряжение известны на праздниках новогоднего цикла (Ног бон), связанных с периодом зимнего солнцестояния.
Группа ряженых поочередно обходила все дома. По рассказам очевидцев, молодежь, ряженная в вывернутые шерстью наружу овчинные шубы, с войлочными масками на лицах, с веселым шумом и гамом двигалась от дома к дому, поздравляя их обитателей с Новым годом.
Маска позволяла участнику представления скрыть свое человеческое начало. Получалось своеобразное совмещение в одном лице ряженого и объекта ряжения, что создавало условную символику, в основе которой лежала магия подобия.
Шерсть (шкура) и одежда из нее являются у многих народов символом благополучия, обильного урожая и плодородия в целом, заменяющими живые жертвенные существа. При помощи этих важнейших атрибутов ряжения происходила временная инкарнация ряженого в тотем, в предка.
Наиболее распространенными масками в Осетии были изображения козла (сæгъ), медведя (арс), оленя (саг), петуха (уасæг). Преобладание образов именно этих животных и птиц объясняется их ролью в культовой практике древних народов.
В осетинских селах Моздокского района ряженые на Новый год одевались в обычные войлочные маски, вывернутые наизнанку овчинные шубы (кæрц).
Хозяева, чьи дома посетили ряженые, должны были угостить своих гостей. В состав подношений входили съестные припасы и выпивка с праздничного стола, а в новейшее время и мелкие деньги. Подношения эти не были регламентированы ни по характеру, ни по объему. Каждая семья считала своим долгом на славу угостить незваных, по дорогих гостей.
Однако ряженые и по личной инициативе пытались всеми возможными способами увеличить выделяемые им подарки. Сатирические черты как обязательная черта обрядового ряжения вместе с разыгрываемыми шуточными сценками придавали новогоднему празднеству известный оттенок карнавала.
Как один из важнейших структурообразующих элементов новогоднего праздника обычай обрядового ряжения сохранился до наших дней. Однако он претерпел существенные изменения, превратившись в детскую игру.

Пресс-служба Постоянного представительства РСО-Алания при Президенте РФ