Алдар и его младший сын

Осетинская сказка

Давным-давно жили-были алдар и княгиня. Несметны были их Богатства. Табуны их лошадей, стада коров и овец не вмещались в раздольных степях. Битком набиты их дворцы золотом и серебром, но не греют они их души. Не было у них потомства и алдар день ото дня становился все печальней и печальней.

И работники алдара говорили:

— Что станет с Богатством алдара, детей-то у него нет.

Однажды алдар собрал своих слуг и говорит им:

— Соберитесь в поход, я хочу свести счеты с жизнью.

Затосковали слуги, но перечить хозяину не посмели.
Собрался в путь алдар, собрались и слуги. Отправился алдар с прислужниками, чтобы умереть. Долго ли шли или не долго, кто это знает, но алдар и его люди начали испытывать сильную жажду.
Когда им стало невмоготу от жажды, алдар сказал:
— Разбредемся по разным ущельям и тот, кто найдет источник воды, пусть выстрелит из ружья, и все остальные поспешат к нему.
Долго бродили-кружили в поисках воды. В глубине одного ущелья алдар обнаружил чистый родник. Хотел было испить воды, но вспомнил об уговоре и выстрелил из ружья.
В то же мгновение из-под пня выскочил великан и набросился на алдара:
— Кто позволил тебе прийти к моему роднику да еще пальбу учинить? Сейчас я из тебя ковырялку для своих зубов сделаю!
Поведал ему алдар о своей беде, и о том, что ищет своей погибели из-за того, что Бог лишил его потомства.
И тогда великан говорит ему:
— Я отпущу тебя, если ты через три года отдашь мне одного из своих детей-сыновей.
Удивился этим словам алдар, детей-то у него нет.
— Будут у тебя дети, — сказал великан, — уже к твоему возвращению домой.
— Будь по-твоему, — дал слово алдар.
— Когда твой сын придет к этому месту, пусть выстрелит из ружья, и я явлюсь к нему, — после этих слов великан провалился под землю.
Выстрел алдара собрал возле родника слуг.
Утолили жажду. Алдар дал понять им, что надо возвращаться домой. Усталые, голодные, измученные жаждой люди, услышав такую весть, возрадовались безмерно. Вернулись — алдар в свой дворец, слуги — в свои шалаши.
Много ли времени утекло, мало ли со времени их похода, кто это знает, но к их возвращению у госпожи родилось три мальчика. Дни сменялись днями. Время шло. Подрастали и сыновья алдара. Сердце алдара день ото дня печалилось все больше, потому что приближался срок, данный великаном.
Однажды алдар позвал к себе старшего сына и дал ему понять, что надо отправляться к великану, выполнить обещание отца.
Сын выслушал отца, потом говорит ему:
— Слово великану дал ты, ты и отправляйся к нему.
Вызвал алдар среднего сына и ему поведал о своей печали, но и от него услышал тот же ответ. Тогда позвал алдар младшего и рассказал ему обо всем.
— Или ты отправишься к роднику, или великан придет в наш дом и всех нас съест из-за того, что я не сдержал свое слово.
— Если мой отец дал слово великану, если он обещал ему дать своего сына, то я готов.
Юноша собрался в дорогу. Набрал провизии. Алдар приставил к нему одного из слуг, и сказал ему:
— Когда разыщете этот родник, ты выстрелишь из ружья, а слуга вернется домой.
Сделали так, как велел алдар. Подошел путник к роднику, выстрелил из ружья, а слугу отправил домой.
На выстрел вышел великан и через дупло дерева ввел его в громадный светлый дворец. С того дня великан стал кормить, потчевать своего питомца головным мозгом и мозгом из голени. Юноша рос и днем и ночью, вытянулся, раздался в плечах.
Как-то он сказал великану:
— Дада, я погоню скот наш на выпас, устал я от того, что сижу сиднем в углу, да и поохочусь немного.
Согласился великан, но поставил одно условие: поступай как знаешь, если сможешь поднять ружье, которое висит на стене. Юноша снял со стены ружье и, поигрывая им, вышел. Когда он уходил, великан наказал ему:
— Скот не загоняй на земли великана Восточной стороны, однажды он выколол мне глаз.
Сын алдара на рассвете погнал свой скот на земли великана Восточной стороны. С криком и бранью вышел к нему навстречу великан.
— Что за собака, что за осел пригнал свой скот на мои земли, над моей землГъей и птица никогда не пролетала.
— Сам ты и собака и осел, — сказал юноша.
Великан и сын алдара схватились. Боролись долго, упорно, до изнеможения, и юноша одолел великана.
— Я убью тебя, вонючий осел, если сейчас же не скажешь, что есть у тебя хорошего, — сказал он великану.
— Нет у меня ничего хорошего, кроме стад и отар и единственной моей дочери, — сказал великан, — да еще в табуне мой конь чистых кровГъей без ухода запаршивел.
Юноша выслушал великана, выхватил нож и отрубил ему голову.
Свечерело, юноша пригнал домой и свой скот и скот убитого им великана. Великан — дада был охвачен страхом — не случилось ли с ним что-нибудь, а он стоял перед ним живой, невредимый, и великан был этому очень рад.
И опять они стали жить да поживать. Кто его знает, сколько времени они прожили, но юноша говорит:
— Дада, ты уже состарился. С кем я буду жить, когда ты умрешь? Нет ли где-нибудь такого средства, которое омолодит старика?
— Как не быть, есть такое средство, да примет дада твои беды, но не так-то просто подобраться к нему. К нему сможет пробиться лишь сказочный конь великана с Белой горы.
Юноша не отстал от дада, пока он не рассказал ему, как добыть это средство. Великан поведал ему обо всем, а напоследок сказал:
— Много людей устремлялось туда, чтобы испытать свою судьбу, но ни один не вернулся назад. Когда они прибывают на то место, навстречу им выходит одна красивая девушка, и чтобы ни сказали — доброе или вздорное — вмиг исчезают, проваливаются сквозь землю и девушка, и дворец. Через несколько дней он ушел, сказав, что идет поохотиться. Разыскал дочь Белого великана и сделал ее своей женой. Она рассказала ему, как добыть средство вечной молодости.
Долго ли прожили, мало ли, кто знает, но однажды он говорит своей жене:
— Стыдно сидеть мужчине сиднем возле своей жены. Приготовь мне провизии на дорогу и я отправлюсь в путь.
— Всего у нас в достатке, куда ты и к чему еще стремишься, — увещевала его жена, но муж настоял на своем, не послушался ее.
Три дня и три ночи ухаживал он за запаршивевшим конем, потом оседлал его и отправился туда, где две горы бьют друг друга, как дикие бараны.
Долго ли шли, недолго ли, но однажды конь говорит седоку:
— Идти-то мы идем, хозяин мой, но ведь не знаем: куда идем.
Юноша рассказал коню о цели своей поездки. И конь говорит ему:
— Тогда крепко держись в седле, не успеешь глазом моргнуть, как мы окажемся у цели. Как только прибудем туда, хлестнешь меня так, чтобы от ладони твоей кусок кожи отлетел, и от моей ляжки тоже.
Примчались к месту схватки двух гор, юноша огрел коня, да так, что от его ляжки оторвался кусок, и они проскочили опасную теснину, оказались за хребтами. Глядит путник: поля от края до края полны скотом. Посередине поля красуется золотой дворец. Стреножил коня и вошел во дворец. Нет на свете чудес, каких не видел он в этих дворцовых покоях, но ни к чему не прикоснулся рукой, только из седьмой комнаты, как его надоумили, вынес он подсвечник. Когда он выходил из палаты, со всех углов на всех наречьях ему говорили всякую всячину. И доброе и злое. А он не произнес ни хорошего, ни бранного слова. В самой крайней комнате ему повстречалась девушка изумительной красоты.
Она говорит ему:
— Мне жаль тебя, юноша. Неразумный ты, столько здесь добра, а ты выбрал подсвечник.
Ничего не сказал он в ответ. Вдруг возле него появился стол о трех ножках, полный всяких яств, и девушка сказала:
— Дай-ка подсвечник, я подержу его вместо тебя, а ты съешь что-нибудь.
Стоило юноше протянуть девушке подсвечник, как все исчезло — ни девушки, ни подсвечника, ни стола с яствами, ни самого дворца. Долго ходил-бродил он, но и коня своего не нашел. Напоследок пришел к пастуху, сторожившему буйволов. Зарезал буйвола, из шкуры его получился отменный бурдюк. Отнес его туда, где сшибались две горы, а теперь еще река разбушевалась.
Влез в бурдюк, а пастуху говорит:
— Я влезу в бурдюк, ты перевяжешь его и сбросишь меня в реку.
Пастух поступил так, как его просили. Долго ли плыл он или недолго, кто это знает, но однажды он продырявил ножом бок бурдюка, и к нему пробился луч света. Спустя какое-то время юноша снова продырявил бок бурдюка и узнал, что выбрался из горной теснины, все вокруг залито светом. Распорол бок бурдюка и выполз на берег. На том берегу рыбаки собирали снасти. Когда увидели юношу, в последний раз забросили сети на счастье гостя. Выловили огромную рыбину и отдали ее юноше: загадали мы на твое счастье и пусть улов будет твоим. Юноша раскрыл брюшину рыбы, глядит, и подсвечник его выпал из нутра добычи рыбаков. Бросил рыбу на горящие угли, и недожаренным стал есть ее, уж очень он проголодался. Поел немного и понял, что не хватает соли.
— Если бы к этой рыбе да еще соли самую малость!
Ненароком толкнул он подсвечник, и перед ним появилась красивая солонка с солью. Юноша насытился и решил вздремнуть.
Вспомнил, как появилась перед ним солонка, и сказал:
— Сделай так, чтобы возле меня появилась постель! — и ударил подсвечником по земле.
Слово оказалось чудодГъейственным. Возле него возник красивый дом и покрытая шелками постель. Всю ночь предавался он сладким снам в мягкой постели.
Когда он проснулся утром, стукнул о землю подсвечником и сказал:
— О, Бог Богов, пусть возле меня появятся всякие яства и напитки. Да будет воля твоя!
И эти слова оказались чудодГъейственными: возле него появился стол о трех ножках, который ломился от всяких яств и напитков. Наелся досыта, запил еду добрыми напитками и отправился дальше своей дорогой. Идет и идет юноша. Долго ли шел, кто знает, но когда свечерело, он оказался на окраине одного села. Заночевал в крайнем доме у одной старухи. Угостили от души, чем Бог послал, потом уложили спать на плоской крыше сакли. Где-то заполночь он проснулся и глазам своим не поверил. Было так ослепительно светло, как и ясным днем не бывает. Встал рано утром, рассказал хозяйке о своем чудесном видении и спросил, что бы это означало.
Хозяйка сказала ему:
— У алдара нашего села есть единственная дочь, от ее красоты все вокруг и светлеет. Алдар дочь свою держит взаперти. Где-то в полночь она выглядывает из окна, и тогда все вокруг начинает блестеть и сверкать от половодья света.
Юноша говорит своей хозяйке:
— Как бы засватать эту девушку?
Тогда женщина, сказала ему:
— Много женихов просило ее руки, но отец не выдает ее замуж, даже показать ее не желает.
С утра до вечера бродил юноша по улицам села. Когда стемнело, вернулся к хозяевам.
Поужинал и улегся спать. В полночь он встал, взял свой подсвечник и сказал:
— О, Бог Богов, окажи свою милость, проложи отсюда до башни дочери алдара мост.
Как только произнес эти слова, от плоской крыши дома старухи до башни дочери алдара протянулся воздушный мост. Юноша пришел к дочери алдара и говорит Гъей:
— Не обдели меня своей добротой, я пришел к тебе сказать: не даешь ты мне спать по ночам.
Девушка помолчала, потом говорит:
— Несколько лет я жду тебя и не устала ждать, не кручинюсь. Что же ты горюешь от того, что провел одну ночь без сна?
После этого он стал посещать башню дочери алдара.
Кто знает, сколько времени прошло, но слуги алдара донесли своему повелителю, что дочь его по ночам навещают. Алдар обезглавил их за то, что посмели сказать ему такое. Много ли прошло времени, мало ли, но прислуга дочери алдара осмелилась прийти к нему и говорит:
— Алдар! Алдар! Ради ангелов святых, ради блага твоего, прости меня грешную, но дочь твоя перестала быть похожГъей на себя, и я сообщаю тебе об этом.
Задумался алдар, но не знал, что предпринять. Напоследок пригласил к себе свою дочь, собрал своих слуг и сказал:
— Уведите эту негодницу. Бросьте ее в Черном лесу в самой непролазной глуши. Умертвите. А плечевую часть принесите мне на съедение.
Повели слуги девушку по бездорожью, выбрали самое темное место, собрались было умертвить ее, как вдруг перед ними возник дом. На пороге стоит старец.
Когда они разглядели друг друга, старик говорит:
— Путник устает в дороге, добро пожаловать в мой дом.
Слуги алдара не смогли отказать незнакомому хозяину. Попотчевал старик гостГъей хлебом и солью, и только потом спросил их: откуда и куда идут.
Подданные алдара поведали ему обо всем как есть и сказали:
— На всем белом свете алдар больше своей дочери никого не любил, теперь он взбеленился, словно черти обманули его. Возненавидел дочь, решил умертвить свое чадо. Мы должны убить ее, а плечевую часть принести ему на съедение.
Старик выслушал их и сказал:
— Я старый человек, живу в одиночестве посреди леса. Не убивайте девушку, оставьте ее у меня. А вы бедные люди, и я вознагражу вас так, что проживете свою жизнь в достатке и сытости. А вместо плечевой кости дочери отнесите алдару кость косули. И перед Богом будете безгрешны. Согласились гости со словами хозяина дома, оставили дочь алдара у старика, погнали подаренные им стада и отары, расположились вблизи владений алдара, а его накормили мясом косули.
А старик тот был тем самым юношей. Вскоре молодые гостили у доброй старухи. К утру на окраине села был воздвигнут дворец по велению юноши. Пожили в нем несколько дней, потом оставили его приютившГъей их старухе, а сами отправились к отцу и матери. По пути домой навестили дочь Белого великана. К их приходу во дворе уже играли златокудрая девочка и мальчик с серебряным чубом. Порадовались друг другу, поделились радостью и добротой. Погостили несколько дней у щедрой хозяйка, потом собрали свое добро и отправились к отцу и матери. К их возвращению алдар и княгиня так состарились, что не в силах были покинуть ложе. Юноша постучал подсвечником и мать с отцом предстали перед ними помолодевшими людьми. Целую неделю люди предавались пиршеству в доме алдара. Кто знает, сколько они прожили в этом доме, но однажды юноша сказал своим родным:
— Хочу навестить своего отца.
Тогда вторая жена его говорит:
— Ты уходишь, а что будет со мной — скоро настанет мой срок.
Муж посоветовал жене: «Отправишься в поле, соорудишь свой дом, и пока я не вернусь, никому не открывай двери». Ушел муж своей дорогой. Когда пришло время рожать жене, она уединилась в поле и построила себе дом. Однажды перед ним появился мужчина в облике ее мужа. Выхватил из рук ее первенца-мальчика и исчез. Вторым ребенком оказалась девочка. Кто знает, сколько времени прошло, но наконец заявился ее муж. Жена открыла дверь. Он вошел в дом.
Когда увидел девочку, спросил ее удивленно:
— А где же наш мальчик?
— Ты же сам выхватил его из моих рук, — сказала жена.
Муж промолчал. Собрались и отправились в село в свой дом. Он понял в чем дело: это все проделки его первой жены.
Ночью он навестил ее и говорит:
— Принеси нож, зарежем мальчика.
Жена возмутилась:
— О чем ты говоришь? Или разума лишился?
— Если кровь смывать кровью, надо дело доводить до конца.
Поняла она, о чем идет речь, и сказала:
— Не собиралась я смывать кровью кровь. Я хотела убедиться в твоих чувствах. А мальчик уже спит в объятиях своей матери.
По этому счастливому случаю и по поводу приглашения в гости старого великана алдар устроил грандиозный пир. Люди предавались пиршеству, пока не прервалась долгая череда дней.
И живут они поныне. И вы живите до тех пор, пока они не навестят вас.

Текст предоставлен Д.В.Сокаевой: СОИГСИ им.В.Абаева 

На фото: фрагмент картины осетинского художника Дареджан Черткоти