В Царстве Афсати

В прошлом Осетия поражала многообразием диких животных. Здесь в изобилии водились туры, медведи, кабаны, благородные олени. И охота — «цуан» — для наших предков была важным занятием, но сопряженным с большой опасностью, так как чаще всего она происходила в труднодоступных высокогорных местах, и требовала от охотника особой физической силы, выносливости и ловкости. Удачная охота облегчала жизнь горцев, мясо диких животных разнообразило их рацион, а шкуры использовали при пошиве одежды и обуви, трепетно относились и к охотничьим трофеям. Сезон охоты начинался после завершения полевых работ.

Охота у осетин была распространена издревле. Поэтому в числе самых почитаемых божеств для них был Афсати — покровитель диких животных и охотников. В честь него совершался ряд магических обрядов. «Так, прежде чем отправиться на охоту, накануне вечером делали три пирога с начинкой из сыра, а утром, прибыв на место охоты, старший посвящал их Афсати. В своей молитве, обращаясь к божеству, он просил пожертвовать им сегодня из своего стада какое-нибудь животное — тура, оленя или козу. Если выпадала удача, из мяса убитого животного благодарили Афсати за подарок» (Б.Калоев) При приготовлении ритуального шашлыка запрещалось прикасаться руками к мясу и вертелу, готовивший оборачивал руку травой. По традиции добычу делили поровну, но шкуру и голову получал, охотник, убивший животного.

Вера в могущество Афсати привела к появлению у осетин особого охотничьего языка и жестов. В иносказательном смысле они, например, говорили: «я иду на палочки», что означало «я иду на охоту», а ружье называли трубой, оленя — рогатым, медведя -косолапым, на охоте на какой-либо предмет указывали кулаком, но ни в коем случае пальцем. Верили, что удача на охоте зависела от милости божества.

В нартском эпосе Афсати — желанный гость. Сами нарты заядлые охотники и немало красочных сцен связано у них с охотой. Небожитель дарит им часть своего скота, а другу доблестному нарту Аца преподносит и волшебную золотую свирель, которая потом по наследству перейдет к сыну Аца — Ацамазу. С этой свирелью связан мотив воскрешения природы в одном из самых возвышенных из нартских сказаний — песне об «Ацамазе и Агунде», это произведение «по богатству художественно-изобразительных средств, по глубине содержания и по форме изложения не имеет себе равных во всем эпосе осетин». (В.Уарзиати). При женитьбе Ацамаза на Агунде, Афсати заплатил за него выкуп в размере 100 оленей-одногодок.

Изображается небожитель одноглазым стариком, с длинной белой бородой. У него кровать из белых оленьих рогов, постель из медвежьей шерсти, подушки из козьего пуха. За своими несметными стадами небожитель наблюдает с высокой горы Адай, «при Афсати находится очень сильный и свирепый кабанчик, который служит орудием мести божества для нарушителей его правил» (А. Туаллагов). Охотника, застрелившего зверя, и не угостившего самых бедных из сельчан, Афсати лишал возможности встретить на охоте тура.

Так высоко ценил щедрость покровитель благородных диких животных и охотников!
Фатима Найфонова

На фото — фрагмент картины осетинского художника Давида Харебова «В царстве Афсати»