Донбетыр

Шум степных ветров и прибой морской волны слышен в наших эпических сказаниях. Да и воинственный род нартов Ахсартагката берет свое начало от нимфы, девы-голубки Дзерассы, дочери Донбеттыра, владыки подводного царства.

Давно замечено, что в современной Осетии нет ни моря, ни величественных рек, однако мотив большой воды в осетинской нартиаде — один из самых распространенных. Об этом говорит и частое упоминание в эпосе моря и связи нартов с водной стихией и ее властелином Донбетыром. Несомненно, в эпоху создания эпоса наши предки жили в степной зоне и по соседству с большими реками и морем. Только здесь в подводном царстве и мог поселиться Донбеттыр в своем великолепном дворце, «стены которого были выложены из перламутра, полы из голубого хрусталя, а утренняя звезда светила с потолка». Вероятно, культ Донбетыра, сложился вдали от гор, и был занесен на Кавказ предками осетин.

Нарты тесно связаны с водой, одной из фундаментальных стихий мироздания. Уырызмаг, Хамыц, Сатана немало времени проводят в подводном царстве. Здесь воспитывались Батрадз и безымянный сын Урызмага, свою родословную от Донбеттыра ведут Батрадз по матери, а Сырдон по отцу, на водяной нимфе-Быценон женат и Хамыц. Подобные кровнородственные связи характерны лишь для осетинских сказаний. Донбеттыр дружен с нартами, самые именитые из них гостят у него. Нартам он подарил водяные мельницы. Донбеттыр — обладатель грозной цепи, которой топит тех, кто поздно купается.

О популярности Донбеттыра в Осетии можно судить и по этнографическим данным. «Так культ Донбеттыра, считавшегося покровителем рыб, отмечался ежегодным осенним праздником в Северной Осетии, (кӕфты кувд) в том числе в самых высокогорных селах, стоящих часто вдали не только от рек, но и от родников…Задалеск Дигорского ущелья и селение Згид Алагирского ущелья…Здесь, как и в других селениях, сохранивших культ этого божества, устраивали в честь него пир, в котором участвовали одни мужчины. На пир приносили от каждого дома рыбу, чаще всего осетрину(кӕф), ячменные лепешки, араку или пиво…старейший произносил молитву во имя Донбеттыра, прося его не оставлять никого без воды, оберегать от водной стихии, а также пожелать их рыбакам большого улова». ( Б.Калоев)

У водного владыки множество дочерей — доны чызджыта, они живут в воде и следят за ее чистотой, распоряжаются питьевой водой. Им поклонялись женщины, отправляясь за водой, они молились дочерям Донбеттыра. Именем водяных дев и проклинали, и благословляли. Нимфы могли покарать человека, загрязнявшего воду. В легендах и сказаниях дочери Донбеттыра — красивые девушки с длинными волосами.

С водяными девами связан и старинный осетинский обряд донмӕконд (водить по воду), когда спустя несколько дней после свадьбы молодую невестку торжественно вели за водой к источнику. Обряд этот, по описанию известного историка Б.Калоева, проводился так: «молодая женщина, наряженная в свадебный костюм, отправляется к реке в сопровождении девушек и нескольких молодых людей, с песнями и под звуки гармошки. Сюда же несут три пирога, яичницу, араку или пиво, которые старший мужчина или старшая женщина посвящают владыке вод и его дочерям с просьбой пожелать большого счастья молодой в новой семье, а принесенную ею воду сделать приятным напитком. Затем невестка набирает воду и в таком же порядке процессия отправляется в дом ее супруга».
В народном сознании вода — источник жизни и чистоты, оберегающая от воздействия злых сил. И обряды, связанные с ней имели, большое значение. В целом культ Донбеттыра — получеловека, полурыбы, пользовался у осетин большим почтением, они, так же как и нарты, искали покровительства властелина водной стихии.
Фатима Найфонова

На фото — фрагмент картины «Смерть Ахсара и Ахсартага» Валана и Давида Харебовых