Великий Уастырджи

Среди осетинских божеств, пожалуй, только Уастырджи занимает самое почетное место рядом с творцом мира Богом — Хуыцау. Народ наделил его такими возвышенными эпитетами как :тыхджын ( сильный), хъӕбатыр (доблестный), цӕхӕрцӕст (искроокий). Осетины обычно говорят: «Хуыцау ӕмӕ дӕ Уастырджийы хорзӕх уӕд!» (Будь благословен богом и Уастырджи), который, согласно преданьям, убил дракона — Залиаг калм, и освободил народ от непосильной дани. Здесь слышен мотив Богатыря-змеебореца.

В представлении осетин Уастырджи — это седобородый всадник, восседающий на своем трехногом белом коне — Афсурге, на котором он, подобно молнии облетает землю от края и до края, оставляя на небе след Афсурга, давший осетинское название млечного пути . По мнению Васо Абаева Уастырджи — это прототип аланского бога войны. Он покровитель мужчин и путников, строгий судия воров и клятвопреступников, заступник бедных и незаслуженно оскорбленных.

Чаще других небожителей появляется среди людей , чтобы узнать как те поддерживают друг другу в нужде и горе. В далеком прошлом наши предки, чтящие «кровь на булатном клинке» совершали обряд побратимства у алтаря святилища Реком, аналогичный существовал и у скифов. Осетинские воины с его именем на поле брани бросались в битву. Нартам Уастырджи подарил меч, в эпосе он считается отцом знаменитой Сатаны, с его именем связывают и обряд посвящения коня покойнику.

Согласно осетинской мифологии Небожитель обладает даром перевоплощения. Он предстает в разных образах — перед земледельцем — пахарем, перед пастухом — чабаном, что позволяет нам говорить о и той роли, которую Уастырджи играет в аграрной религии осетин. Он, подаривший людям соху, дает им изобилие хлеба и скота. В народных трудовых песнях , посвященных первой пахоте Святой и плугарь, и направляющий и даже определитель межи между полями. После завершения сельскохозяйственных работ в честь Уастырджи наши предки отмечали праздник Зыгуымон (от слова зыгуым — мякина).

Сквозь столетия пронесли осетины любовь и трепетное отношение к Божеству. В Осетии до сих пор, ни одно застолье или доброе начинание , не обходится без молитвы, возносимой к Уастырджи:
«Посмотри на нас с высоты,
На равнине нас сохрани ,
Сидящий на вершине,
Мы под твоей защитой».

Большое количество святилищ ,расположенных по всей Осетии, посвящены ему. Среди них такие известные как: Реком в Алагирском ущелье, Дзвгисы дзуар в Куртатинском , Стыр Хохы дзуар в Нарском , Дигори изӕд в Дигорском. О высокой степени почитания божества можно судить и по тем сведениям, которые приводит наш известный историк А.Туаллагов : « Жители Горной Санибы справляли праздник в честь Уастырджи возле святилища, построенного ими в память о жертвеннике их предков, который те некогда возвели в Алагирском ущелье на месте падения метеорита».
Любимая в народе священная роща Хетага, так же находится под покровительством Уастырджи. И самый грандиозный праздник Осетии — Джеоргуыба , устраиваемый в ноябре, посвящен ему. Праздничные застолья проходят в течении недели и всегда начинаются в воскресенье. В эти дни совершаются многочисленные жертвоприношения и возносятся молитвы в честь самого чтимого божества осетинского пантеона :

Табу тебе, Уастырджи — покровитель путников,
Тот, кто из мальчика мужчину делает,
Тот, кто из жеребенка коня делает!
С высот своих на нас обрати свой взор!
Фатима Найфонова

На фото — фрагмент картины из нартского цикла иллюстраций Харебовых