Реком — осетинская святыня

Перед Троицей (Кӕрдӕгхӕссӕн), согласно народному календарю, осетины отмечают день Рекома (Рекомы бон). Этот праздник проходит ежегодно в июне от субботы до субботы. Крупнейший дзуар Осетии расположен в глубине Цейского ущелья, на живописной поляне «Рекомы фаз». Исследователи прошлого отмечали: «Среди древностей Северной Осетии Реком до сих пор считается первой осетинской святыней… Осетины настолько чтят Реком, что когда приближаются к нему, еще издали снимают шапки и около него никогда верхом не проезжают, а всегда проходят пешими. Внутрь храма никого не пускают… Около Рекома раньше устраивали нечто вроде Олимпийских игр…»

Согласно нартскому эпосу Бог, оплакивая смерть героя нартов Батрадза, уронил три слезинки и на месте их падения в Осетии появились святилища Мыкалгабырта, Таранджелоз и Реком. Упоминание этих святилищ в нартском эпосе говорит об их глубокой древности и большом месте, которое они занимали в духовной жизни осетин. Высокий социальный статус, в частности Рекому в свое время принесло покровительство могущественного рода Царазоновых, на землях которых расположено святилище,

Внешний вид святилища сохранил уникальный облик постройки, созвучный скифо-сарматской поре.

Традиционно Реком считают мужским святилищем покровителем, которого является Уастырджи. Действительно, в давние времена здесь существовал обычай побратимства. Обычно из каждого колчана побратимы вынимали по стреле, перемешивали их, одну стрелу переламывали пополам и оставляли в стенах святилища. Так, давший клятву верности у Рекома воин не только самоотверженно защищал своего побратима в бою, но обязан был в случае гибели побратима вынести его тело и предать земле.

В святилище хранилось множество луков, копий, стрел, колчанов. Сюда же приносили охотничьи трофеи рога первого убитого оленя или тура. Верили, что Реком приносит удачливую охоту и оберегает от злых сил.

В осетинской мифологии Реком является и божеством плодородия. По народной традиции святой приносит изобилие, преумножает скот, обеспечивает хороший сенокос. Вероятно, поэтому наши предки жертвенную пищу к святилищу приносили в плетенных корзинах — тӕск, предназначенных для сена. Так же осетины наделяли большой магической силой предметы из металла, хранившиеся в святилище, например, надочажную цепь. По их представлению, она была изготовлена небожителями, и обладала чудодейственной силой. В засуху цепь окунали в воду, в надежде вызвать дождь.

Святилище со временем приобрело значение общеосетинской святыни. Однако наибольшим почтением оно пользовалось у жителей Алагирского ущелья, и особенно окрестных сел святилища. Они считали его отдельным святым, а для всей Осетии — это прежде всего Рекомы — Уастырджи. В Цейском ущелье «во время праздника каждая фамилия, — по словам Б.Калоева, — располагалась возле святилища отдельно, в каменных домиках (сардахъ)…Здесь же варилось пиво в больших медных котлах, постоянно хранившихся в святилище. В день праздника тут же резали баранов, а иногда и волов. Каждое село пировало отдельно; жители сел приглашали друг друга в гости и устраивали взаимные угощения. Иногда богомольцы становились в один ряд и, держа друг друга за руки, кружились вокруг святилища с религиозным хоровым пением. Это был настоящий мужской праздник».

Разрушительная сила времени прикасалась к святилищу, но его всякий раз поддерживали. Реком подвергался реставрации в советское время в 1936 и 1972 годах. Однако пожар, случившийся в 1995 году, полностью уничтожил Реком. Существует мнение, что святилище горело и в более давние времена, но каждый раз наши предки восстанавливали Реком в точности. Вот и команда единомышленников, во главе со Славиком Джанайты не отошла от этой традиции и, приложив невероятные усилия, восстановила святилище. Правда тис, из которого был сложен Реком, заменили на лиственницу, она подобно тису не поддается гниению (тисовые леса на Кавказе не сохранились). К возрожденному святилищу тропа паломников не зарастает. Здесь как и прежде молятся святому Рекому.
Фатима Найфонова